Вы находитесь:

«ЭСКИЗНЫЙ ШЕДЕВР. Замирайло В.Д. «ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ»
30 апреля 2022 - 30 мая 2022

30 апреля в одном из залов экспозиции «Русское классическое искусство XVIII - начала XX вв.» состоится открытие выставки «ЭСКИЗНЫЙ ШЕДЕВР. Замирайло В.Д. (1868-1939). «ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ». Дата открытия выставки выбрана не случайно. Название «Вальпургиевой ночи» (нем. Walpurgisnacht, фин. Vappu, также нем. Hexenbrennen, чеш. Pálení čarodějnic, н.-луж. Chódotypalenje — Ведьмин костёр, фр. Nuit des Sorcières — Ночь ведьм; рус. Еремей Запрягальник) — ночь с 30 апреля на 1 мая). Название происходит от имени христианской святой Вальпургии, чей день отмечается 1 мая. Русскому поверью о полёте ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших.

Виктор Дмитриевич Замирайло - один из самых ярких и загадочных представителей романтического символизма в России. Произведение поступило в Республиканский художественный музей Коми АССР (с 1993 - Национальная галерея Республики Коми) в 1952 году из Краеведческого музея Коми АССР (Национальный музей Республики Коми). Авторство было обозначено как «неизвестный художник XIX века», в других документах встречалась фамилия Врубеля. Как и основная коллекция русского искусства в музей Автономной области Коми лист был передан в 1928 году из Центрального хранилища Государственного музейного фонда.

Мотив листа из собрания Национальной галереи – воображаемый, жутковато-сказочный мир с массовым скоплением существ, с «ночной» оргией, персонажами со стёртыми лицами, существами, не отбрасывающими тени. Этот мир организован художником в выразительные пластические группировки, в которых визуальные элементы-образы, сохраняя взаимосвязанность, «образуют пустые интервалы, обыгрывают ритмические несовпадения». «Сюрреалистический мир, заложенный в мрачном теневом «пластическом тексте» взгляда на полифоническую природу жизни – жизни как заложницы вечности и жизни как заложницы смерти».

«Искусство Замирайло – один из последовательных и неумышленных, а потому и подлинных примеров искусства русского символизма, связанного с воплощением того «четвёртого измерения», из поэтического пространства которого сам художник вырывался с большим трудом».

Замирайло Виктор Дмитриевич (1868-1939) - живописец, график, сценограф. Учился в Рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве (1881–1886). В 1883–1889 занимался самостоятельно; пользовался советами М. А. Врубеля. Жил попеременно в Киеве, Москве, Петербурге (Петрограде, Ленинграде; 1904–1907, с 1914). Работал в области станковой живописи и графики, прикладной графики (сценография, книжная, журнальная графика, экслибрис), монументальной живописи. С 1885 занимался росписью храмов в Киеве, Гусь-Хрустальном, Абастумане; работал помощником Врубеля при реставрации фресок Кирилловской церкви и В. М. Васнецова в выполнении росписей Владимирской церкви (обе в Киеве). В 1910-х был привлечен к росписям Казанского вокзала в Москве.С 1897 сотрудничал с издательствами Москвы и Петербурга, в 1905–1906 — сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта», «Зритель». Работал над оформлением книг «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (1900), «Мцыри», «Демон» М. Ю. Лермонтова (обе — 1914) и других. После 1917 сотрудничал с Государственным издательством, частными издательствами «Алконост», «Эпоха». Выполнял эскизы обложек и иллюстрации к книгам «Джек — покоритель великанов» К. И. Чуковского (1917 и 1921), «Загадки» В. Ф. Ходасевича (1922), «Как ни в чем не бывало» А. Н. Толстого (1924), «Дон Кихот» М. Сервантеса (1925), «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (середина 1920-х), «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда (1929) С 1905 работал как театральный декоратор. В 1908–1921 создал станковую серию рисунков Capricci. Много работал в техниках акварели, сепии, туши.С 1896 — участник выставок. Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1896–1898), Московского товарищества художников (1904–1911), Союза русских художников (1908–1911), «Мира искусства» (1911–1924, с перерывами) После революции участвовал в выставках «Общины художников» (1922, 1925), группы «Шестнадцать» (1927). Экспонировал свои произведения на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924–1925; Нью-Йорк, Торонто, Лос-Анджелес), юбилейных выставках «Графическое искусство в СССР. 1917–1927», «Театрально-декорационное искусство. 1917–1927» в Ленинграде (все — 1927), международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927) и других. В начале 1920-х участвовал в деятельности «Дома искусств» в Петрограде.Преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде (1918–1921), ленинградском Вхутеине (1925–1929). Один из ведущих мастеров русского искусства первой трети ХХ века; известен как превосходный рисовальщик и талантливый книжный иллюстратор. На формирование его индивидуального стиля оказали влияние увлечение символизмом (творчеством Врубеля и Г. Доре), свойственное ранним работам, а также близость мастерам объединения «Мир искусства». Характерными чертами произведений Замирайло являются преобладание графического начала над живописным, экспрессия, декоративная выразительность линии и цвета, гротеск, фантастичность образов. В книжной графике развивал мирискуснические принципы оформления, стремясь к органичному сочетанию всех элементов книги (иллюстраций, виньеток, шрифта). Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

Справки, заявки на экскурсии принимаются по т. 24-05-07.

Ждем Вас по адресу: ул. Кирова, 44

Национальная галерея Республики Коми работает:

ежедневно с 10:00 до 18:00, каждый четверг с 10:00 до 20:00,

последняя среда месяца с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной.

Официальные группы в социальных сетях:

ВКонтакте: http://vk.com/ngrkomi

Telegram канал: https://t.me/nationalgalleryskt

Кураторы выставки:

Орлова Ольга Владимировна
тел.:286-410 (доб.717)
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий