https://www.high-endrolex.com/11
Зарубежное искусство конца XVII - начала XX века < Коллекции < О галерее | Национальная галерея Республики Коми
Вы находитесь:

Неизвестный художник XVII в. Голландия. Натюрморт с селедкой. Дерево, масло.

Пьетро Белотти (?). Голова старика. Холст, масло.

Иоганн-Непомук Раух. Горный пейзаж с живтоными. Холст, масло.

Альберт Бирштадт. Озеро в снеговых горах. 1871. Холст, масло.

Зарубежное искусство конца XVII - начала XX века

Художественное собрание зарубежного искусства конца XVII – начала XX в. насчитывает чуть более 60 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, переданных в 1928 г. из Государственного музейного фонда (Москва). До сего дня характер собрания практически не изменился.

Живописный раздел включает в себя полотна художников Италии, Голландии, Фландрии, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, США. Собрание интересно тем, что в нем присутствуют мастера, произведения которых в других музеях встречаются крайне редко или совсем отсутствуют. К числу лучших произведений собрания относится "Старик с бородой", приписываемый кисти художника венецианской школы Пьетро Беллотти (1627-1700).

Среди наиболее ранних по времени создания работ – "Натюрморт с селедкой" неизвестного голландского художника XVII в. – добротный образец жанра с присущей ему предельной завершенностью и тщательностью тонового письма. Влияние голландской живописи "золотого века" ощутимо в морском пейзаже "Штиль" голландца Луи Мейера (1809-1866), в анималистическом пейзаже французского художника Дибольта (1779-?).

XIX век представлен в коллекции галереи преимущественно пейзажем. Большая часть произведений воплощает эстетическую программу позднего романтизма в его салонном варианте. Пейзажной живописью был прославлен австрийский художник Раух Иоганн Непомук (1804-1847). В 1830-х гг. он работал в Москве, однако большую часть жизни провел в Италии, которая определила стиль и индивидуальный круг тем. В коллекции галереи – характерный для Рауха "Горный пейзаж с животными" – небольшое по размерам полотно, поэтизирующее скромную жизнь простых людей, протекающую среди идеальной природы. Яркий пример позднеромантического пейзажа – "Водопад" одного из самых модных живописцев XIX в. швейцарца Александра Калама (1810-1864). Cходные задачи решал в своем творчестве Альберт Бирштадт (1830-1902), представитель американской живописи, развивавшейся в XIX в. под влиянием европейского искусства. Его масштабное полотно "Озеро в снеговых горах" (1871), запечатлевшее первозданную чистоту озера Тахо в окружении грандиозной природы отрогов хребта Сьерра-Невады, – характерный образец творчества этого талантливого живописца. Представлены также пейзажи немецких живописцев Н. Астудина "Берег моря", (1873), Х. Шлейха (1834-1912) "Берег моря", Ф. Поссарта (1837-1924) "Колодец среди развалин Альгамбры с цыганами". "Стадо" Розы Боннер (1822-1899) представляет реалистическое направление в живописи XIX в. с присущей ему свежестью натурного восприятия природы.

Жанровая живопись в коллекции галереи представлена образцами сентиментальной салонной живописи – полотнами "Странствующий музыкант" Ф. Дюпранта, "Мальчик-рыбак" Мориани (1893). "Скрипачка" итальянского художника А. Савини (1836-1908) демонстрирует живописные опыты в области эффектов освещения. Эмоциональной напряженностью отличается картина "Погибшие мечты" австрийского живописца Давида Мозе (1870-1902). Популярный в европейском, особенно, немецком искусстве XIX в. батальный жанр характеризуют произведения работавшего при русском дворе А. Гебенса (1819-1888) "Военный смотр. Маневры" (1861), а также французских художников П. Гроллерона (1848-1901) "Зуавы" и Г. Сигристе (1864-1915) "Гусары на рекогносцировке".

Раздел зарубежной графики украшают акварели итальянцев «На берегу Тивериадского озера» и «Стадо в оазисе» Рафаэля Майнеллы, «Венецианский вид» Паоло Сала, виртуозно выполненные миниатюры «Горный пейзаж с озером» чеха Иозефа Матея Навратила и «Букет цветов» француза Пьера-Жозефа Редуте, «Развалины древнего Рима» Соломона Корроди и «Площадь Максимилиана в Вене» Рихарда Мозера – представителей швейцарской и австрийской школ.

Скульптура в составе раздела представлена единичными произведениями. Высоким мастерством исполнения отличаются бронзовая реплика с оригинала Джамболоньи «Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», мраморная реплика знаменитой «Весталки» Гудона, бронзовая композиция французского скульптора второй половины XIX в Моро Матюрена «Музы».

В разделе декоративно-прикладного искусства наибольший интерес представляют парные китайские вазы, чайная пара и сервиз tet-a-tet Мейсенского фарфорового завода периода Марколини, чайная пара с миниатюрой "Покинутая Ариадна" с оригинала А. Кауффманн, выполненная на Венской фарфоровой мануфактуре в начале XIX в. Эксперименты в области европейского прикладного искусства рубежа XIX-XX вв. представлены рядом первоклассных произведений, в числе которых ваза-«уникат» Копенгагенской датской фарфоровой мануфактуры с авторской подписью К.-Л. Мортенсена (1898), фаянсовая ваза-кашпо датской фабрики «Алуминия», ваза многослойного стекла ученика знаменитого Э.Галле Э.-Б. Левейлье.

Французская бронза представлена часами с сидящими амурами (первая четверть XIX века) и канделябрами середины XIX века.

Поповцева Э.К., Панкрушева О.К., Плаксина Н.Е.

https://www.high-endrolex.com/11