Вы находитесь:

В.А. Тропинин. Золотошвейка. 1825. Холст, масло.

С.В. Иванов. Обратные переселенцы. 1881. Холст, масло.

П.В. Кузнецов. Натюрморт. 1912.Холст, масло.

Е.А. Лансере. Всадник-бедуин.1878. Бронза.

Ваза. Завод Попова. 1830-40-е гг. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.

Русское искусство XVIII – начала XX века

Коллекция русского изобразительного искусства XVIII – начала XX вв. составляет небольшую, но наиболее ценную часть общего фонда НГРК. Состав и структура этой коллекции, мало изменившиеся со времен основания музея, в целом типичны для провинциальных музеев, формировавшихся в 1920-е гг. через Государственный музейный фонд произведениями из национализированных частных собраний. В фонды музея вошли произведения из знаменитых частных коллекций И.С. Исаджанова (П. Петровичев, "Монастырь"), К.С. Солдатенкова (С.Иванов "Обратные переселенцы", Ю. Клевер "Осень"), С.А. Кусевицкого (П. Кузнецов, "Натюрморт"), И.Е. Цветкова (В.О. Шервуд "Портрет К.Ф. Голяшкиной"), а также других частных собраний. Наиболее представительна коллекция художников-передвижников. Остальные периоды в истории русского искусства представлены единичными произведениями, в той или иной степени отражающими общие тенденции.

XVIII век в собрании музея представлен царскими портретами. К числу наиболее ранних и редких относятся портреты царя Алексея Михайловича и его сына Иоанна Алексеевича – копии XVIII в. с более ранних оригиналов, относящихся к западноевропейскому типу.

Камерный портрет последней четверти XVIII в. представлен портретом Е. А. Барыковой-Мельгуновой кисти талантливого живописца школы Д.Г. Левицкого Л. С. Миропольского, известного лишь по немногим сохранившимся произведениям.

"Плутовская игра" кисти И.Ф.Тупылева характеризует ранний жанр в русском искусстве конца XVIII – начала XIX вв. Картина, имеющая прототипы в западноевропейском искусстве XVI - XVII вв. – своеобразный опыт "экспрессий", практиковавшихся в Академии, учеником которой был И.Ф. Тупылев. Ее задача – показ разных эмоциональных состояний, "страстей", решаемая через воплощение сюжета карточной игры как аллегории "игр Фортуны". Жанровую" тему в искусстве начала XIX в. "продолжает" картина В.А. Тропинина "Золотошвейка", написанная в 1825 г. – годом ранее одноименного холста из собрания Государственной Третьяковской галереи (Москва). Картина создана в ряду "портретов-типов", изображающих человека с характерными атрибутами его ремесла.

Пейзаж первой половины XIX в. представлен произведениями учеников школы М.В. Воробьева, профессора перспективной и ландшафтной живописи Академии Художеств. Романтические тенденции его школы нашли отражение в полотнах "Закат на море" И.К. Айвазовского, "Итальянский пейзаж" С.М. Воробьева, "Вид в Альбано" А.Д. Жамета, "Крым. Алупка" И.А. Иванова.

Творчество передвижников в коллекции галереи представлено произведениями преимущественно конца 1880-90-х гг. В жанровых картинах "Испугалась" Н.А. Богатова, "Скрипач" В.И. Комарова, "За вышиванием" С.Д. Милорадовича ощутимо измельчание тем, стремление к внешней занимательности, роднившее искусство поздних передвижников с салонной живописью. Исключение составляет картина С.В. Иванова "Обратные переселенцы", запечатлевшая трагедию крестьянской семьи, погибающей в пустыне. Один из самых выразительных портретов коллекции "Старик", принадлежащий кисти И.М. Прянишникова, интересен тем более, что портрет в творчестве этого художника-передвижника – явление редкое.

Пейзаж второй половины XIX в. представлен в коллекции галереи большей частью произведениями этюдного характера крупнейших мастеров этого жанра – передвижников А.К. Саврасова, Л.Л. Каменева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Н.Н. Дубовского, а также И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, Н.Е. Маковского, К.Я. Крыжицкого. Небольшие по размерам, они воспроизводят типичные уголки русской природы – лесные дебри, бескрайние поля, уходящие вдаль дороги, речные просторы. В "застылой" академической манере письма написаны два поздних пейзажа П.А. Суходольского – "Утро" и "Вечер". Образец академического салона – эффектное полотно Ю.Ю. Клевера "Осень".

Особое место в коллекции галереи занимает "Лунная ночь" А.И. Куинджи – законченный эскиз картины "Христос в Гефсиманском саду", хранящейся в Алупкинском дворце-музее. Этот философский пейзаж – единственный опыт прямого обращения гениального пейзажиста к евангельской истории.

Работы поздних передвижников начала XX в. обнаруживают влияние импрессионизма, ставшего особенно близким "Союзу русских художников", в деятельности которого принимали участие передвижники П.И. Петровичев, М.С. Пырин, М.Ф. Шемякин, Ф.И. Рерберг. Полотно П.И. Петровичева "Осень", написанное в широкой свободной манере пастозного письма, может быть отнесено к числу лучших произведений признанного мастера пленэрной живописи.

Одним из первых экспрессионистов в русской живописи был В.Н. Чекрыгин – талантливый, подающий надежды художник, названный "русским Гойей", но, к сожалению, рано ушедший из жизни. В Национальной галерее хранится его раннее живописное полотно "Голова". Написанное в 14-летнем возрасте, произведение выдает не по годам зрелое творческое мироощущение художника.

Творчество блистательного колориста П.Н. Кузнецова представлено в коллекции ранним "Натюрмортом", созданным в 1912 г. Неизвестное широкому кругу исследователей и биографов художника, полотно демонстрирует процесс становления неповторимой стилистики мастера.

Раздел графики русских художников включает в себя пейзажи, портреты, жанровые композиции художников – экспонентов выставок «Общества русских акварелистов», в том числе «Караван» Н.Н. Каразина, «У стен древней обители» Л.М. Браиловского, «Ночное в степи» С.И. Васильковского, «Тихо (Лунная ночь на кладбище)» П.С. Рожанковского, «Фавн» В.М. Измайловича, «Женская головка» С.С. Соломко, «Питер женится» и «Богатыри» художницы-иллюстратора Е.М. Бем. Особняком в коллекции стоит парадный «Портрет Александра II» академика-миниатюриста, придворного художника Алоиза Густава Рокштуля.

Фонды Национальной галереи располагают небольшой (31 единица) коллекцией русской гравюры XVIII – начала XX вв. Наиболее ценной ее частью являются экспонаты, поступившие в 1962 и 1985 гг. из Государственного Русского музея и Министерства культуры РСФСР. Это офорты «Поле» и «В Сестрорецке» И.И. Шишкина, «Окрестности Петербурга. Вид сада в Павловске» гравера XVIII века А.Г. Ухтомского, ксилографии – иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова М. В. Нестерова.

Собрание галереи имеет возможность представить достижения русской гравюры конца XIX – начала XX вв., связанные с творчеством учеников В.В. Матэ: А.П. Остроумовой- Лебедевой (литография «Вилла Папы Юлия III») и менее известными именами – Н.Н. Герардова и А.Л. Пятигорского.

Русская скульптура представлена бронзовой анималистической пластикой А.А. фон Валя («Бык», «Коза с колокольчиком»), кабинетной скульптурой Е.А. Лансере («С базара» (1870), «Прокати с ветерком» (1871), «Всадник-бедуин», «Восточный всадник») а также мраморным произведением М.И. Гершовича-Габовича «Женщина, лежащая на скале».

Русское декоративно-прикладное искусство представлено в коллекции изделиями русского фарфора, выполненными на Императорском фарфоровом заводе, на заводах Ф.Я. Гарднера, А.Г. Попова, «Товарищества М.С. Кузнецова», а также единичными предметами, представляющими другие материалы и техники изготовления (бисероплетение, стекло). Интерес представляют чаша и ковш из кокосового ореха в оловянной оправе с памятными надписями (XVII– XVIII вв.).

Поповцева Э.К., Панкрушева О.К., Плаксина Н.Е.