Вы находитесь:
2017

Виртуальная выставка "Художник. Творчество. Экология".
14 июля 2017 - 14 октября 2017

Художник. Творчество. Экология

Вопросы экологии Республики Коми в изобразительном искусстве

26-P.jpg

Живописные, графические и скульптурные работы, представленные на виртуальной выставке «Художник. Творчество. Экология» наглядно показывают, что их авторам достаточно близки темы взаимоотношения человека и природы, влияния деятельности человека на окружающую среду. Важнейшие экологические проблемы недавнего прошлого и настоящего Республики Коми нашли отражение в творчестве мастеров изобразительного искусства: наличие вредных выбросов промышленных предприятий, несанкционированная или бездумная вырубка леса, молевой сплав древесины по рекам, наносящий большой вред водной среде, разрушение почвенного покрова тундровых земель в результате промышленного освоения человеком территорий Крайнего Севера.
Виртуальная экспозиция дает возможность познакомиться с результатами природоохранной деятельности в Республике Коми, увидеть глазами художников удивительные заповедные места: нетронутые цивилизацией горные, равнинные, тундровые и лесные пейзажи Национального парка «Югыд ва» (Светлая вода) и Печоро-Илычского заповедника, сохранившиеся до наших дней в первозданной красоте. Среди запечатлённых художниками природных достопримечательностей - бескрайние таёжные леса, бурные, порожистые реки, каменные столбы выветривания (останцы), живописные долины. Ценность ландшафтов Печоро-Илычского заповедника и Национального парка «Югыд ва» позволила включить эти территории в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Многие виды богатейшей флоры и фауны этих уникальных природных объектов занесены в Красную книгу Республики Коми. Свой вклад в подготовку этого издания внесли десятки художников республики, которые работали над созданием цветных иллюстраций. Рисунки к этой книге одного из ведущих в Республике Коми скульпторов, представленные зрителю, – ещё одна грань творчества мастера.
Дополнением выставки послужил небольшой раздел, представляющий современную форму экологического искусства «эко-арт», когда художники дают новую жизнь ненужным вещам, используя их при создании своих работ.
В состав виртуальной экспозиции вошли работы художников, которые хранятся в собрании Национальной галереи Республики Коми. Кроме того, зрительный ряд дополнен произведениями из коллекции Воркутинского музейно-выставочного центра, Финно-угорского этнокультурного парка и частных собраний. Все работы созданы начиная с 60-х годов прошлого столетия до наших дней мастерами Республики Коми, Удмуртии и Перми.

27-P.jpg

Ракишева Валентина, Просвирнов Вячеслав (Пермь). Пера - охотник. 2012. Гранит. Национальная галерея Республики Коми. Сад скульптуры.

Пера-богатырь - главный герой многих древних преданий коми - пермяцкого эпоса. В дни проведения одного из симпозиумов в Саду скульптуры Национальной галереи Республики Коми художниками из Перми создан образ мужественного и сильного Перы - охотника.

28.jpg

Бендерский Роман Симхович. Парма (Богиня леса). 2012. Гранит. Национальная галерея Республики Коми. Сад скульптуры.

Считается, что матерью Перы - богатыря была Парма, тайга.

29.png

Добряков Сергей Алексеевич. Охотник. 1972. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми.

С древнейших времён сохранение природных богатств, бережное отношение к запасам зверя и птицы, почтительное отношение к любой добыче было основой охотничьей морали народа коми.

30-P.jpg

Коми промысловый календарь. Рис. В. Токарева

Свой промысел предки коми вели по особому календарю. Помимо деления года на «месяцы», он делится ещё на сезон охоты и выводковый цикл, когда охота у коми промысловиков была под запретом. От этого зависело восстановление численности зверя и птицы.

31.jpg

Выборов Александр Вениаминович, Демьянов Дмитрий Мирославович. Древо. 2012. Гранит. Финно-угорский этнокультурный парк.

В произведении художников из Сыктывкара прослеживается ясное и убедительное воплощение идеи Вечного Древа, хранимого человеческими руками наших предков и современников.

32-P.jpg

Кислов Вячеслав Николаевич. Древо. 1983. Линогравюра. Национальная галерея Республики Коми.

Хрупкое экологическое равновесие в Коми крае сохранялось до тех пор, пока были развиты традиционные промыслы местного населения – охота и рыбная ловля. С конца 19 века леса стали вырубать. Позднее масштабы лесозаготовок только росли вплоть до 80-х годов прошлого столетия. В работе Вячеслава Кислова Древо как символ никогда не прекращающейся жизни и человек, готовый к бессмысленному и бездумному его уничтожению.

33-P.jpg

Кислов Вячеслав Николаевич. Закат на Вычегде. 2000. Холст, масло. Собственность автора.

Губительное влияние на экологию оказывает молевой сплав леса, засоряющий дно рек бессчетным числом утонувших и загнивающий брёвен. В 1993-1995-е годы такая транспортировка леса была запрещена на 14 крупнейших реках Республики Коми.

34-P.jpg

Трофимов Виталий Викторович. Дорога начинается здесь (Асфальтовый завод). 1975. Бумага, акварель. Национальная галерея Республики Коми.

Начиная с 1960-х годов многие из художников Коми обратились к теме промышленных преобразований, освоению природных богатств Севера. Позднее в их работах остро зазвучала проблема утраченной гармонии в отношениях человека и природы.

35-P.jpg

Бухаров Анатолий Павлович. Есть газ! 1987. Картон, акварель, гуашь. Национальная галерея Республики Коми.

Одна из глобальных проблем человечества - загрязнение окружающей среды.

36-P.jpg

Трофимов Виталий Викторович. Дорога в Инту. 1970-е. Бумага, акварель.

Среди главных очагов загрязнения воздуха в Коми республике - это предприятия добычи угля, теплоэнергетики, газа и нефти, транспорт, газо- и нефтеперерабатывающие заводы.

37-P.jpg

Вундер Яков Яковлевич.ТЭЦ-1. 1955-1966. Картон, масло. Воркутинский музейно-выставочный центр.

На полотне живописца Якова Вундера отчетливо прослеживается влияние одного из предприятий энергетики на окружающую среду.

1-P.png

Торлопов Станислав Анфимович. Буровая в пути. 1969. Холст, темпера. Национальная галерея Республики Коми.

Последствия добычи природных ископаемых нередко имеют катастрофический характер. При прохождении вездеходов по тундре нарушается растительный покров, срывается незначительный почвенный слой над вечной мерзлотой, образуются овраги

2-P.jpg

Асташев Сергей Семенович. Прощай, Арктика! 1989. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми.

Нефтедобытчики, которых становится всё больше, наступают на тундру: они ставят буровые вышки, прокладывают нефтепроводы и теснят оленеводов, что приводит к ещё большему истощению оставшихся оленьих пастбищ.

3-P.jpg

Торлопов Станислав Анфимович. Синий ветер. 1974. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми.

Немаловажное значение для сохранения северной природы является создание особо охраняемых природных территорий.

4-P.jpg

Краев Вадим Игнатьевич. Приуральские дали. 1970-е гг. Бумага, тушь, перо. Национальная галерея Республики Коми.

Природные зоны, прилегающие к Уральским горам, уникальны. Здесь органично сочетаются горные и равнинные ландшафты, первозданные леса, богатейшая флора и фауна европейских и сибирских видов, многие из которых занесены в Красную книгу Республики Коми.

5-P.jpg

Рохин Владимир Афанасьевич. Печать Рифея. 2002. Кварцитопесчаник. Национальная галерея Республики Коми. Сад скульптуры.

Уральские горы в античные времена называли словом «Рифей». На лицевой стороне скульптурного произведения Владимира Рохина очерчен лик Прародителя северных приуральских народов в обрамлении лосиных и птичьих голов.

6-P(1).jpg

Торлопов Станислав Анфимович. Голубая тайга. 1965. Картон, масло. Национальная галерея Республики Коми.

Живописные девственные комплексы предгорных и горных экосистем Северного и Приполярного Урала расположены на территории Печоро-Илычского заповедника и Национального парка «Югыд ва».

7-P.jpg

Асташев Сергей Семенович. Голубые дали. 1995. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми.

Склоны Урала покрыты лесами из сибирской ели, пихты, кедра, сосны, лиственницы.

8-P.jpg

Торлопов Станислав Анфимович. Приполярный Урал. 1986. Холст, масло.

Ценность ландшафтов Печоро-Илычского заповедника и Национального парка «Югыд ва» позволила включить эти территории в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Уникальные природные пейзажи запечатлены в произведениях известных художников Республики Коми.

9.jpg

Кочев Александр Венедиктович. В краю соболином. 1971. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми.

В работе Александра Кочева прозвучал мотив сохранения в Коми исчезающих видов животных, в частности популяции соболя.

10-P.jpg

Краев Вадим Игнатьевич. На реке Унье. 1970. Линогравюра. Национальная галерея Республики Коми.

Территории Печоро-Илычского заповедника и Национального парка «Югыд ва» покрыты густой сетью живописных озёр и рек. Река Унья – левый приток Печоры. На Унье нерестится семга, обитают другие редкие виды рыб.

11-P.jpg

Рохин Владимир Афанасьевич. По заповедной реке. 1981. Медь. Национальная галерея Республики Коми.

12-P.jpg

Краев Вадим Игнатьевич. На Щугоре. 1976. Линогравюра. Национальная галерея Республики Коми.

Река Щугор - правый приток Печоры. Неповторимы чистота и вкус щугорской воды. В ней обитает чрезвычайно интересное сообщество рыб, в их числе сёмга.

Из росы на уральских угорах
возникает его быстрина.
Бросишь пригоршню хвойных иголок –
будет каждую видно со дна…
(А.Е.Ванеев. Щугор).

13.jpg

Трофимов Виталий Викторович. Кожымская круговерть. 1972. Бумага, акварель. Национальная галерея Республики Коми.

Кожым - правый приток реки Косью (бассейн Печоры). В том месте, где в реку Кожым впадает река Балбанью, неукротимый водяной поток легко преодолевает нагромождения гигантских валунов и плит, сохраняя свое буйство на протяжении многих километров.

14-P.jpg

Вундер Яков Яковлевич. Осенний Вангыр. 1955-1966. Картон, масло. Воркутинский музейно-выставочный центр.

Вангыр – один из крупнейших притоков Косью.

15.jpg

Торлопов Станислав Анфимович. Суровый Вангыр. 1970. Национальная галерея Республики Коми.

Вангыр – это бурная река, которая петляет среди горных отрогов. Многочисленные перекаты делают сплав по ней сложным, а порой и опасным.

16-P.jpg

Вундер Яков Яковлевич. Троговая долина на реке Вангыр. 1955-1966. Холст, масло. Воркутинский музейно-выставочный центр.

Трог – горная долина корытообразной формы, образованная деятельностью ледника.

17-P.jpg

Краев Вадим Игнатьевич. Пути-дороги. 1974. Линогравюра. Национальная галерея Республики Коми.

Одной из достопримечательностей Урала являются останцы, живописные формы скал, созданные морозным выветриванием.

Красная книга Республики Коми

Официальным справочником о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов природной флоры и фауны Республики Коми является Красная книга Республики Коми. Над созданием иллюстраций к этой книге работали десятки художников, среди них известный сыктывкарский скульптор Роман Симхович Бендерский.

18a-P.jpg18b-P.png

Рис. Р. С. Бендерского.

Мак полярный. В Республике Коми известно единственное местонахождение на Полярном Урале (верховья р. Малая Ниедзью).

19a-P.png19b-P.jpg

Рис. Р.С. Бендерского. Фотогр. Н.Ж. Беляева

Кошачья лапка ворсоносная (шерстистая). В Республике Коми известны немногие местонахождения на крайнем северо-востоке, на Приполярном и Полярном Урале.

20a-P.png20b-P.png

Рис. Р.С. Бендерского. Фотогр. С. Таланов

Подъельник обыкновенный. В Республике Коми редок, отмечен по рекам Печорская Пижма и Сойва , в бассейнах рек Нем, Помоз, вблизи Сыктывкара (р. Юил, окрестности пос. Краснозатонский, Белый Бор).

21a-P.jpg21b-P.png

Рис. Р.С. Бендерского. Фотогр. А.В. Мелехин

Гетеродермия красивая. В Республике Коми встречается в основном в южных районах, самое северное местонахождение вида зафиксировано в верховьях реки Илыч. Охраняется в Печоро-Илычском заповеднике, заказниках «Уньинский», «Юил».

22.jpg

Неверов Анатолий Иосифович. Портрет сосны. 1973. Холст, масло. Собственность автора.

В лесных пейзажах Анатолия Неверова деревья устремлены ввысь.

23.jpg

Рохин Владимир Афанасьевич. Хранитель пчел. 1988. Дерево, металл. Национальная галерея Республики Коми.

Скульптор Владимир Рохин известен многим жителям Сыктывкара как любитель-пчеловод. Его ульи целых 17 лет простояли …на крыше здания Дома художников. Созданный ваятелем образ добродушного пасечника с пышной бородой, усыпанной множеством пчёл, органически сливается с природой.

24-P.jpg

Осташева Валерия Гансовна. Щука. 2002. Дерево.

Материалом для необычной рыбы послужил топляк (дерево, долгое время находившееся в воде). Валерия Осташева нашла его на берегу реки Сысолы. Скульптором были использованы и подобранные ненужные мелочи – гайки, пуговицы, заклепки.

25-P.jpg

Окунь Виталий Владимирович (Удмуртия). Двое. 2002. Дерево, металл. Национальная галерея Республики Коми. Сад скульптуры.

Ижевский мастер Виталий Окунь найденным на берегу Сысолы старым брёвнам и ненужным вещам (ржавым цепям, гвоздям и деталям различных механизмов) смог дать вторую жизнь. Он создал выразительную скульптуру «Двое». Это он и она. Их лики обращены в разные стороны, но руки связаны неразрывной цепью.

Составитель – ведущий библиотекарь И. А. Муравьева

Использованная литература:

Королев К. С. Археология от А до Я / худож. В. В. Токарев, Н. К. Загорянский. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 2001.- С. 46.

Неверов А. И. Анатолий Неверов. Соприкосновение : [альбом-каталог / авт. ст. и кат.: Л.И. Говорова, О.В. Орлова]; М-во культуры Респ. Коми, Нац. галерея Респ. Коми. - Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2011.- С. 50, 52.

Бобракова Г. Владимир Рохин расстается с "Пасечником" // Республика.- 2011.- 27 мая.

Ванеев А. Е. Лебединая дудка : [стихи и сонеты ; пер. с коми Андрея Расторгуева; худож. Ю. Н. Лисовский]. - Сыктывкар : Союз писателей Республики Коми, 2013. – С. 107.

Дегтева С., Гладков В. Щедрая и ранимая // Коми - край далекий и близкий. - Сыктывкар; Москва : Масс Информ Медиа : Коми книжное издательство, 2001.- С. 155-157.

Канева М. Тайны сада скульптур // Радуга.- 2006.- 19 августа.

Красная книга Республики Коми / М-во природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Коми, Ин-т биологии Коми науч. центра Урал. отд-ния РАН; [сост.: А.В. Бобрецов и др.] под ред. канд. биол. наук А.И. Таскаева. - Сыктывкар, 2009.- С. 182, 412, 489, 498.

Изобразительное искусство Республики Коми : живопись, графика, скульптура из собрания Национальной галереи Республики Коми : [альбом] / авт. вступ. статьи С. А. Беляева; науч. рук. Э. К. Поповцева. - Москва : Дизайн. Информация. Картография, 2001.- 207 с. : ил.

Таскаев А., Пономарев В. Там, где рождаются реки // Коми - край далекий и близкий. – Сыктывкар; Москва : Масс Информ Медиа : Коми книжное издательство, 2001.- С. 145-154.

Конаков Н. Под знаком медведя // Коми - край далекий и близкий. – Сыктывкар; Москва : Масс Информ Медиа : Коми книжное издательство, 2001.- С. 84-90.

Поповцева Э. К. Изобразительное искусство Республики Коми, 1943-2000: [антология] / М-во культуры Респ. Коми, Нац. галерея Респ. Коми. - Сыктывкар, 2011.- 240 с. : ил.

Трофимов В. В. "Моё Приполярье" : [альбом]. - Инта : Искра, 2013.- С. 57.

Художники Ухты : [альбом / авт. предисл. И. Палладьева ; редкол.: Е. Стрельченя (гл. ред.) и др. - Ухта: НЭП, 2009].- С. 19.

Кочев Александр Венедиктович. В краю соболином. 1971. Холст, масло.

Кураторы выставки:

Муравьева Ирина Андреевна
тел.:24-26-05
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий