Вы находитесь:
2019

Виртуальная выставка «Близкое, родное»: Кублицкий Валентин Васильевич (1938-2010). К 80-летию со дня рождения
09 октября 2019 - 31 декабря 2019

В декабре 2018 года в Национальной галерее Республики Коми открылась выставка, впервые посвящённая одному из первых искусствоведов РК и автору хрестоматийного издания «Близкое, родное…» (Сыктывкар, 1975) Валентину Васильевичу Кублицкому. В небольшой экспозиции - печатные публикации этого автора: монография, каталоги и статьи, ставшие неотъемлемой частью его исследований в области изобразительного искусства Республики Коми. Человек творчески одарённый, он являлся не только историком искусства, но и поэтом, художником. В состав выставки вошли редкие фотографии и личные вещи, произведения искусства, предоставленные вдовой Еленой Витальевной Семичастновой, сыном Олегом Валентиновичем Кублицким и Любовью Кондратьевной Рочевой, другом семьи и музейным сотрудником Усть-Цилемского историко-мемориального музея А.В. Журавского. Экспозиция выставки дала редкую возможность познакомиться с художественными работами, отображающими всё разнообразие творчества Кублицкого в области резьбы по дереву, с портретами Валентина Васильевича, созданными его современниками – художниками Сыктывкара Е.П. Борисевичем, В.Н. Кисловым, С.Г. Терещенко, Л.М. Агеевым.

0001.jpg

Борисевич Е.П. Портрет искусствоведа В.В. Кублицкого.
Офорт. 1984. Из собрания НГРК

Одним из композиционных решений выставки «Близкое, родное» стал показ экспонатов на фоне произведений художников Республики Коми, которым В.В. Кублицкий посвящал свои искусствоведческие труды. Во время открытия состоялась презентация обширного фотографического материала, отразившего практически весь жизненный путь В.В. Кублицкого в период с мая 1940 по 2009 год. Прозвучало его лирическое стихотворение в авторском исполнении, которое он посвятил жене Елене Витальевне:

«Что же ты плачешь, красавица осень?

Слезы кропя на рубины рябин.

Блёклою стала небес твоих просинь,

Предчувствуя горечь декабрьских седин».

В.В. Кублицкий родился 28 июля 1938 года в городе Днепродзержинске (ныне Каменское) Днепропетровской области Украинской ССР в семье служащих, здесь прошли его детство и школьные годы. Его отец, Василий Михайлович Кублицкий, работал в редакции газеты «Знамя Дзержинки», которая являлась печатным органом профсоюзного комитета и завкома Металлургического завода имени Ф.Э. Дзержинского. Мать, Телесова Зоя Николаевна, была секретарём-машинисткой.

0002.jpg

В.В.Кублицкий с мамой. Днепродзержинск. 31 августа 1949 г. Из собрания О.В.Кублицкого

Его детские годы пришлись на непростое время: массовые политические репрессии, затем война. В сентябре 1938 года отец Валентина был необоснованно обвинён в контрреволюционной деятельности по групповому делу. Его и других арестованных, в большинстве своём рабочих и служащих Днепровского металлургического завода имени Дзержинского, обвинили в участии в повстанческих ячейках «Польской Организации Войсковой». [1, с. 194]. В октябре 1938 года решением Особой тройки УНКВД по Днепропетровской области в отношении участников этой несуществующей организации был вынесен приговор, почти все арестованные осуждены на смертную казнь. Постановление о расстреле В.М. Кублицкого было исполнено 5 октября 1938 года. Продолжительное время Зоя Николаевна не могла ничего узнать о судьбе своего мужа. После того как в июле 1956 года с В.М. Кублицкого были сняты все вынесенные обвинения [2], ей выдали ложное заключение, в котором было написано, что её муж «умер 5 ноября 1942 года, причина смерти – миокардит сердца» [3]. Только в 1996 году, Зоя Николаевна получила справку о реабилитации В.М. Кублицкого, в которой сообщалось об исполненной мере его наказания через расстрел [4].

В первые годы Великой Отечественной войны, после захвата территории Украины гитлеровской Германией, семье Кублицких приходилось длительное время жить в тяжёлых условиях немецкой оккупации, пока в октябре 1943 года в ходе битвы за реку Днепр их родной город не был освобождён советскими войсками. После окончания войны постепенно возвращалась мирная жизнь. В 1956 году Валентин закончил обучение в средней школе № 1 города Днепродзержинска. В выданной характеристике, хранящейся в семейном архиве, имеются такие строки: «Юноша способный, учится хорошо, дисциплина отличная, много читает художественной литературы, прекрасно рисует».

После Днепродзержинска были занятия в Днепропетровском учебном центре 1-го разряда ДОСААФ, затем более двух лет службы в рядах Красной Армии: сначала в городе Бердичеве Житомирской области УССР, где была расположена учебная часть, затем в Ленинграде.

0003.jpg

В.В. Кублицкий с мамой. Ленинград.
3 сентября 1960 г. Из собрания О.В. Кублицкого

После непродолжительной учебы в Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова, которая не была им завершена вследствие сложившихся семейных обстоятельств, постоянным местом жительства для него становится Коми республика.

Одной из важных вех в становлении будущего искусствоведа становится работа В.В. Кублицкого в Художественном фонде Сыктывкара, к которой он приступил в 1963 году: занимался выполнением оформительских заказов, рисовал юбилейные плакаты, составлял каталоги, позднее писал статьи о художниках, работал над обзорами художественных выставок.

0004.jpg

В.В. Кублицкий на выставке произведений художников автономных республик РСФСР.
Москва. 1971. Из собрания Е.В. Семичастновой

0006.jpg

Групповое фото с В.В. Кублицким.
Оформительские работы в с. Выльгорт. 1978. Из собрания О.В. Кублицкого

Учёба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1965-1973) на заочном отделении факультета теории и истории искусств помогла ему определиться со специализацией в области коми изобразительного искусства. После успешной защиты дипломной работы по этой теме председатель комиссии заметил: «Теперь в Коми будет свой Стасов» [5].

В 1975 году В.В. Кублицкий заканчивает монографию «Близкое, родное…», вышедшую в Коми книжном издательстве. Это было первое издание, в котором с такой полнотой представлена история изобразительного искусства Республики Коми ХХ века. В своем труде автор отмечает крупнейшие события культурной жизни республики - описывает деятельность первых художников, таких как А.Холопов, М.Покровский, А.Поросятников, Н.Оплеснин, Н.Цембер, М.Безносов и первые художественные выставки, намечает основные этапы развития изобразительного искусства, становление основных видов и жанров. В книгу помещены очерки (творческие портреты), которые помогли автору полнее отразить значимый вклад каждого из художников республики. Их открывает статья о деятельности графика В.В.Полякова (1905-1974), памяти которого Кублицкий посвящает свой труд. Этот художник внес свой немалый вклад в развитие станковой и книжной графики в искусстве республики, стал одним из организаторов в 1943 году Союза художников Коми АССР и первым его председателем. Далее следуют эмоционально написанные рассказы о живописцах С.А. Добрякове, Н.А. Лемзакове, С.А. Торлопове, П.И. Семячкове, скульпторах В.А. Рохине, В.Н. Мамченко, Ю.Г. Борисове [6]. По воспоминаниям В.А. Рохина, значимую роль в работе Кублицкого над книгой играли личные встречи.

0005.jpg

Групповое фото. С.А. Торлопов, Р.Н. Ермолин, В.В. Кублицкий
во время построения экспозиции выставки. Из собрания К.В. Мамченко

Он подолгу беседовал с художниками об их творчестве, прежде чем написать о каждом из них. Книга «Близкое, родное…» успешно выдержала испытание временем, следует отметить, что интерес к ней не ослабевает и в наши дни. Результаты труда В.В.Кублицкого нашли яркое продолжение в исследованиях Э.К. Поповцевой («Изобразительное искусство Республики Коми», 2011), монографиях С.А. Беляевой («Солнечная палитра Коми земли», 2008), Л.И. Кочерган («Жизнь на сломе эпох. Коми архитектор А.В. Холопов», 2012) и многих других публикациях сотрудников Национальной галереи Республики Коми, большей частью основанных на материалах коллекции.

В Республиканском художественном музее Валентин Васильевич проработал директором с 1990 по 1992 год. В этот короткий период были реализованы знаковые выставочные проекты: живописца И.С. Глазунова, графика Дарико Беридзе из Санкт-Петербурга, мастеров росписи по дереву предприятия «Хохломской художник». Самым масштабным показом коми изобразительного искусства в 1991 году становится Республиканская художественная выставка, посвящённая 70-летию Коми ССР. При В.В. Кублицком вышли каталоги коллекции - русского искусства и фарфора XVIII- начала XX века.

Запоздалым признанием профессиональных успехов и заслуг в области истории искусства становится вступление В.В. Кублицкого в 1993 году в Союз художников России. Предложение о подаче документов на членство в этой общественной организации делалось ему и раньше, в частности, прежним председателем правления Союза художников Коми АССР Р.Н. Ермолиным, но Кублицкий на это отвечал, что к вступлению пока не готов.

0007.jpg

Фото. В.В. Кублицкий в мастерской.
На стене портрет А. Грина работы В.Н. Мамченко. Из собрания О.В. Кублицкого

С 1992 по 1999 годы В.В. Кублицкий работал реставратором по дереву в Республиканском историко-краеведческом музее. Им были восстановлены уникальные орудия труда, средства передвижения, предметы мебели и всевозможной бытовой утвари. Особенности сложных реставрационных технологий он смог освоить самостоятельно по книгам. Нередко ему приходилось изобретать собственные рецепты всевозможных растворов и лаков. Сохранилось несколько папок с описанием их составов и способов использования в процессе реставрации. Художественной резьбой по дереву Кублицкий начинает заниматься в 1970-е годы, с этим увлечением он не расстаётся на протяжении всей дальнейшей жизни. Среди созданных им изделий - вазы из капа, шкатулки, кружки, подсвечники, пасхальные яйца. В 2002 году во время пожара коллекция сильно пострадала.

После выхода на пенсию новым местом жительства для Валентина Васильевича и его супруги Елены Витальевны, становится село Сторожевск Корткеросского района. Только здесь, вдали от городской суеты, у Кублицкого появляется возможность отдавать всё своё время творчеству. Результатом его кропотливой деятельности становится украшение их дома и его внутреннего убранства самобытной резьбой: окна в узорочье деревянных наличников, на крыльце декоративные перила из балясин, в коридоре доска резная, содержащая наставления: «Всяк гость прихожий блюди сей устав хороший…».

Помещения дома украсили и различные предметы бытового назначения: зеркало в резной раме, карнизы, часы, полочки. Больше всего хозяин дома любил изготовлять разделочные доски, утверждая, что он сторонник утилитарности, вещь должна работать [7, с. 37].

0011.jpg

В.В. Кублицкий. Село Сторожевск Корткеросского района.
2009 год. Из собрания Е.В. Семичастновой

Изображение на одной из них представляет многосложную композицию с изображением животных и мифологических существ. Подобные образы можно встретить в искусстве древнеуральских народов. Исследователи считают, что в таких причудливых изображениях зашифрована в основном космогоническая символика, представления древнего человека об окружающем мире (верхний, средний и нижний миры). Художественные изделия Кублицкого глубоки по мироощущению, ярки и жизнерадостны. Нередко мотивы резьбы составляют стилизованные птицы и животные на фоне растительных орнаментов из цветов, ягод, листьев, которые отличаются особой декоративной нарядностью.

0009.jpg

Кублицкий В.В. Резная доска «Хлеб». Дерево, резьба. 2006. Из собрания О.В. Кублицкого.
Кублицкий В.В. Декоративная доска «Всяк гость прихожий блюди сей устав…». Дерево, резьба. Из собрания О.В. Кублицкого.
Кублицкий В.В. Декоративная доска «Елена». 1985. Дерево, резьба. Из собрания Е.В. Семичастновой

В отдельных предметах прослеживается влияние кудринской школы резьбы по дереву: прорезка рельефа неглубока, элементы орнамента смягчены, «заовалены», благодаря этому изделию придана особая пластическая выразительность. Использование различных техник резьбы: геометрической, плоско-рельефной свидетельствует о постоянном творческом поиске В.В. Кублицкого.

0010.jpg

Кублицкий В.В. Декоративная тарелка. 1990. Дерево, резьба. Из собрания Е.В. Семичастновой
Кублицкий В.В. Резная доска. 2009. Дерево, резьба. Из собрания О.В. Кублицкого
Кублицкий В.В. Декоративная доска «Любаше на память с любовью». 2001. Дерево, резьба. Из собрания Л.К. Рочевой

Во время поездки в село Усть-Цильму, на родину Елены Витальевны, Кублицкий познакомился с резными изделиями местных мастеров – Савелия Ипатовича Мяндина из села Замежное и Степана Ивановича Чупрова из села Трусово. Изящество пропорций, прозрачность и тонкость деревянных ложек увлекла Валентина Васильевича, и он сам начал заниматься их изготовлением. Были созданы оригинальные авторские изделия - «Спецложка для ухи», «Ловись рыбка». В процессе работы Кублицким нередко были использованы выразительные приемы пижемской росписи по дереву, к примеру, мотивы геометрической розетки и куста в различном исполнении.

В.В. Кублицкий успешно пробовал себя в качестве поэта-песенника: в 2007 году он стал автором слов для будущей песни Усть-Цилемского землячества в Сыктывкаре «Дом родной - Усть-Цильма», затем, спустя десятилетие, композитор Леонид Григорьевич Макаренков, положил эти слова на музыку. Теперь исполнение этой песни-гимна можно услышать на обрядовых народных праздниках «Петровщина» и «Горка» в старинном селе Усть-Цильма в исполнении фольклорных коллективов землячеств общества «Русь Печорская» Сыктывкара, Печоры, Нарьян-Мара...

Ах, Усть-Цильма родная, и всегда и сейчас,

Если мы и далёко, ты уж помни о нас,

И не станешь ты бывшей в судьбе никогда,

Ты и в душах навечно, и бессильны года.

История села Усть-Цильма неотделима от истории России. Начиная с XVIII века, после раскола Русской церкви, берега Печоры стали обживать старообрядцы, уходившие в глухие леса на окраины России, чтобы сберечь себя и свою веру. В этот период Усть-Цильма становится старообрядческим центром на Печоре [8]. По словам Елены Витальевны, Кублицкий не сразу принял староверие. Он считал, что к вопросу веры надо подходить серьёзно, по внутреннему убеждению. В 1997 году духовным наставником Валентина Васильевича становится председатель Российского Совета Древлеправославной поморской церкви Олег Николаевич Розанов [9], посетивший в те дни Республику Коми. Река Вычегда в местечке Алёшино стала местом, где по старообрядческим канонам состоялся обряд крещения.

0008.jpg

Фрагмент экспозиции выставки «Близкое, родное». Декабрь 2018 г. НГРК

В.В. Кублицкий удивительным образом сочетал в себе многие замечательные качества историка искусства, музейного деятеля, реставратора, художника по дереву, поэта. Небольшая выставка – дань памяти и благодарности одному из ведущих искусствоведов Республики Коми.

Библиография:

1. Слоневский А. Судебные процессы и преступность в Каменском-Днепродзержинске: очерки и документы.– Днепропетровск: Издательство „Пороги”, 2010. С. 194.

2. Справка о пересмотре Дела по обвинению В.М. Кублицкого от 28 июня 1956 года. Семейный архив О.В. Кублицкого.

3. Свидетельство о смерти В.М.Кублицкого от 17 июля 1956 года. Семейный архив О.В. Кублицкого.

4. Справка Управления по Днепропетровской области СБУ о посмертной реабилитации В.М. Кублицкого от 18 июля 1996 года. Семейный архив О.В. Кублицкого.

5. Агошкова Л. Вехи далёкие и близкие // Красное знамя. 1975. 20 декабря.

6. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906), художественный и музыкальный критик, историк искусства.

7. Кублицкий В.В. Львы, бабочки и одуванчики / В.В. Кублицкий; беседу вел В. Днепров // Респект. 2009. № 4 (11). С. 37-38.

8. Рочева Л.К. Усть-Цилемская слобода в письменных источниках. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2017. С. 161.

9. Олег Иванович Розанов (1937-2017) - советский и российский старообрядческий религиозный и общественный деятель; председатель Российского Совета Древлеправославной поморской церкви (1989-2017).

Кураторы выставки:

Орлова Ольга Владимировна
тел.:24-56-61
e-mail:
Муравьева Ирина Андреевна
тел.:24-26-05
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий