Вы находитесь:

Ленинградская симфония. Художники-блокадники Республики Коми
27 января 2020 - 28 февраля 2020

Ленинградская симфония. Художники-блокадники Республики Коми

Блокада Ленинграда нацистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны – один из самых трагических моментов не только в отечественной, но и мировой истории. Долгие 872 дня, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, город-герой провел в осаде. К 76-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда Национальная галерея Республики Коми подготовила виртуальный проект «Ленинградская симфония. Художники-блокадники Республики Коми». Представленные произведения принадлежат очевидцам событий. Выставка расскажет Вам о трагедии блокады через опыт и воспоминания художников, которые жили и работали в осажденном городе.

Кольцо блокады объединяет Юрия Григорьевича Борисова (1928-1977), Владислава Никаноровича Мамченко (1929-2006) – основателей жанра объемной в пластики в Коми АССР, и живописца Геннадия Семеновича Старовойтова (1929-2006).

Borisov.jpg

Ю.Г. Борисов за работой

Юрий Григорьевич Борисов родился в селе Турья Усть-Вымского уезда и является единственным художником-блокадником, выходцем из Коми. Великая Отечественная война началась, когда ему было тринадцать лет. Оказавшись в Ленинграде, был эвакуирован по Дороге жизни в деревню Толстиково Ляховского района Горьковской (ныне – Владимирской) области. Только после снятия блокады, в 1944 году, он вернулся в город.

В творчестве скульптора нередко встречается тема окруженного города, чаще всего он обращается к образам героев обороны.

Borisov_Yu_G_Portret_S_M_Cherepanova_1967_Chugun.jpg

Борисов Ю.Г. Портрет С.М. Черепанова. 1967, Чугун. Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

Сергей Михайлович Черепанов родился в селе Пестово Вологодской губернии в 1916-м году в семье зажиточного крестьянина. В 1931 году на основании Постановления СНК и ЦИК от 1 февраля 1930 выслан как кулак в поселок Новый Бор Усть-Цилемского района Коми АССР. Оттуда же призван на фронт в июле 1942 года. С января 1943 сражался на Волховском и Ленинградском фронтах. Согласно историческим данным, С. Черепанов – сержант, командир отделения стрелкового полка 59-й армии Ленинградского фронта. При прорыве блокады Ленинграда 24 января 1944 года с отделением ворвался в деревню Поддубье Новгородской области и гранатой уничтожил пулемет противника. Несмотря на ранение в грудь, не покинул поле боя. После отбития нескольких атак армии нацистов остался один, поскольку его товарищи были убиты. Огнем автомата он продолжал уничтожать захватчиков, наседавших со всех сторон. Когда закончились патроны, Сергей Михайлович последней гранатой подорвал себя и окруживших его гитлеровцев. В том же году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Kompozitor_P_I_Chistalev__1977_Granit.jpg

Борисов Ю.Г. Композитор П.И. Чисталев, 1977. Гранит. Из собрания Национальной галереи Республики Коми

Произведениям, созданным скульптором в 1970-е, характерна патетика, прослеживается героический романтизм. Творчество мастера известно и монументальными композициями, которым присущи черты крепкой реалистической школы. Прометей Иванович Чисталев (1921-1988) – уроженец села Нювчим Сыктывдинского района, композитор, музыковед и фольклорист. Нес службу на фронтах Великой Отечественной войны на Третьем Прибалтийском фронте. Был награжден медалью «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Mamchenko_1.jpg

В. Н. Мамченко

Уроженец деревни Шугайлово Смоленской области Владислав Никанорович Мамченко переехал в Сыктывкар только в 1953 году. Война для него началась в Ленинграде. Учась в ремесленном училище во время обучения, он точил детали для фронта. В апреле 1942-го, во время бомбежки складов на Ржевке, был ранен в лицо. В октябре 1942 года вместе с семьей был эвакуирован в Омскую область. В 1944-м вернулся в Ленинградскую область в поселок Райволо, где работал массовиком в Доме культуры по сентябрь 1945 года. В многогранном творчестве скульптора запечатлены мотивы войны и тех блокадных лет. Используя различные материалы, он передавал эмоции и чувства того времени, нередко обращался к историческим портретам. Одной из наиболее ярких работ, выполненной в граните – твердом и сопротивляющемся скульпторам материале – является портрет Д. Шостаковича.

Mamchenko_V_N_Leningradskaya_simfonia_D_Shostakovich_1967_granit.jpg

Мамченко В.Н. Ленинградская симфония. Дмитрий Шостакович. 1967. Гранит. Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) встретил Великую Отечественную войну в родном Ленинграде. В окруженном городе он продолжил работу над Седьмой (Ленинградской) симфонией. Композитор вспоминал: «В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял, опалённый пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба».

В октябре 1941 Шостаковича эвакуировали в Куйбышев (Самару). 5 марта 1942 года симфония впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, а через полгода,
9 августа, в блокадном Ленинграде. День первого исполнения симфонии был выбран не случайно. Именно 9 августа фашисты хотели захватить Ленинград, у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Поэтому в день исполнения музыкального произведения все артиллерийские силы города были брошены на подавление противника.

Симфония транслировалась по радио и уличным громкоговорителям. В. Мамченко вспоминал: «Когда была эта симфония написана, она называлась «Ленинградская симфония». Я был в то время в госпитале. Был довольно тяжело ранен. И вот слушал радио, в его, Д. Шостаковича, исполнении…». Её слышали не только жители города, но и немецкие войска. Зал Филармонии был полон. Великое произведение пришли послушать «вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи Филармонии». Ольга Берггольц напишет после: «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих». Уже после окончания войны двое немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали композитора Элиасберга и сказали ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».

Mamchenko_6.jpg

Мамченко В.Н. Тревога. 1986. Гранит. Из собрания Национальной галереи Республики Коми

Еще одна работа Мамченко, посвященная ужасам войны. Присевшая на одна колено женщина с поднятым лицом вверх прижимает к груди маленького ребенка. Это изображение одного из самых больших страхов блокадников – авианалета и бомбардировок. За три года немецкая авиация совершила 272 воздушных налета, около 200 из которых совершались ночью. Всего было сброшено более 70 000 зажигательных и фугасных бомб. Воздушная тревога объявлялась в городе 642 раза и длилась в общей сложности 702 часа.

800px-Starovoitov.jpg

Г.С. Старовойтов.

Геннадий Семенович Старовойтов родился на Дальнем Востоке, в селе Шкотово Приморского края Владивостокского округа и в том же году вместе с семьей переехал в Ленинград. Отец остался в Ленинграде, работал на кораблестроительном заводе. В начале блокады его вместе с матерью эвакуировали на Урал. Позже Геннадий и его младший брат в составе детского дома были эвакуированы в Вятку. Когда Г. Старовойтову исполнилось 14 лет, его в числе других детей-детдомовцев мобилизовали в качестве трудовых резервов и отправили в Ленинград по «Дороге жизни».

Starovoytov_Trudovye_rezervy.jpg

Старовойтов Г.С. Трудовые резервы. Возвращение в блокадный Ленинград. 1943 год. 1992. Холст, масло. Из собрания Национальной галереи Республики Коми

Государственные трудовые резервы СССР – система профессиональной подготовки из молодежи, квалифицированное пополнение рабочего класса, созданная в 1940-м году. В годы Великой Отечественной войны мобилизация позволила организовать учет трудоспособной молодежи, широко вовлекать подростков в сферу производства. Во время Великой Отечественной войны, с октября 1943 по январь 1944 года Геннадий Семенович жил и работал в блокадном Ленинграде. «Трудовые резервы» – автобиографичное полотно. Это воспоминания о железнодорожной станции зимой во время войны, на которую приехали детдомовцы, будущие трудовые резервы.

Starovoytov_Vospominania_o_Gatchinskom_dvortse.jpg

Старовойтов Г.С. Воспоминания о Гатчинском дворце. 2003. Холст, масло. Собственность семьи художника.

Из дневниковых записей Старовойтова: «Вспоминаю последнюю блокадную зиму 1943-1944 гг. Перед самым приездом из эвакуации снаряд дальнобойной артиллерии разворотил половину двухэтажного здания (общежития ремесленного училища). Муторно было четырнадцатилетним пацанам по ночам, особенно если артобстрел с финской стороны шел по нашему району. Слышно было сначала выстрел – глухой щелчок, а потом нарастающий вой снаряда, взрыв и, если близко, то грохот осколков по крышам».

Starovoytov_Ogoltsy_Narvskoy_zastavy_8_iyulya1945.jpg

Старовойтов Г.С. Огольцы Нарвской заставы. 8 июля 1945 года. 2005. Холст, масло. Собственность семьи художника

Все лично пережитое Геннадием Семеновичем сформировали его характер и сферу художественных интересов. Многое в творчестве Старовойтова – память об величайших испытаниях, выпавших на долю его поколения. В первую очередь, это память детства, поскольку самые сильные впечатления, наложившие отпечаток на последующую жизнь – детские.

Виртуальная выставка сделана по материалам альбома Художники Республики Коми – участники Великой Отечественной войны. С полной версией альбома можете ознакомиться на сайте Национальной галереи Республики Коми – http://www.ngrkomi.ru/periodicals/albums/8/

Кураторы выставки:

Швед Савелий Евгеньевич
тел.:24-05-07
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий