Вы находитесь:

Виртуальная выставка «Выпей чайку – забудешь тоску»
02 марта 2020 - 31 мая 2020

Один из самых популярных напитков в России – конечно – чай. Чаепитие играет важную роль в русской культуре, это – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Чай согревает холодными зимними вечерами, «охлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи.

Об особой роли чая в жизни русского человека говорят такие пословицы: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску», «За чаем – не скучаем». В современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, соответствующие атрибуты и связанные с этим обычаи актуальны и по сей день.

Русские купцы, торговавшие на востоке, распробовали чай в Китае ещё в средневековье. Но официальная история чаепития в России ведётся с 1638 г., когда, согласно легенде, монгольский хан прислал в подарок Михаилу Фёдоровичу, первому царю династии Романовых, четыре пуда чайного листа. Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев». Все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Царю понравился новый напиток тем, что он «отвращал от сна» во время долгих церковных служб и скучного сидения в боярской Думе. Так чай прижился в России. За чаем решались важные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.

В XVIII в. чаепитие становится неотъемлемым ритуалом в дворянских и купеческих домах, а в XIX в., когда чай становится более доступным для основной массы населения, появляется свод правил русской чайной церемонии. Согласно этим правилам, традиционное чаепитие должно проводиться в гостиной, на веранде или на открытом воздухе. Чай пьётся из чашек с блюдцами. Но самое главное в русском чаепитии - это разговор, поэтому приглашать к чаю нужно только тех людей, с которыми есть общие интересы, с которыми можно поговорить на интересующие темы.

Каким же оно было – традиционное русское чаепитие? Прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной праздничной – для особых случаев, и более простой – для каждодневных чаепитий. А что же дальше? Непременным атрибутом русского чайного стола являлся самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла. Он – живое существо, настоящий хозяин дома. Самовар появился на Руси благодаря Петру I, который привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера научились делать собственный вариант этого прибора, а с конца XVIII века самовары начали производить в Туле и на Урале. Так, самовар «обрусел» и был поначалу приспособлен для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая.

Традиционно чай подаётся крепко заваренным, в заварочном чайнике, а потом разбавляется кипятком в чашке. Это является основной особенностью русского чаепития. К чаю нужно обязательно подавать кусковой сахар и лимон, чтобы каждый сам мог добавить их в чай по вкусу. Кроме этого, к столу могут быть поданы различные добавки к чаю, которые способны изменить его аромат и вкус. Такими добавками могут быть свежие или сушёные ягоды и фрукты, травы или сладкие настойки.

Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Тема чаепития была одной из любимых тем русских художников. Одна из самых известных картин, посвященных чаепитию – это произведение Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» (1918 г.), где роскошная русская трапеза изображена художником с особой выразительностью – блестящий самовар с расписным заварочным чайником, аппетитные угощения.

2296_mainfoto_03.jpg

Борис Михайлович Кустодиев

«Купчиха за чаем»

1918. Холст, масло.

Из собрания Государственного Русского музея

И в коллекции Национальной галереи Республики Коми есть целый ряд работ так или иначе связанных с этой «вкусной» темой.

Повсеместно, особенно на Печоре, употребляли чай. Долгие чаепития устраивались в перерыве между застольями.

Chaepitie.jpg

Кислов Вячеслав Николаевич

«Чаепитие»

1969. Линогравюра.

Широко употреблялись у коми народа в пищу ягоды. Их ели в сыром, сухом и вареном виде, с хлебом и молоком, делали кисель, использовали как начинку для пирогов. На зиму в большом количестве запасали бруснику, клюкву, морошку, чернику, голубику, лесную смородину и малину.

IMG_5634.jpg

Куликов Вячеслав Михайлович

«Натюрморт с чайником»

1981. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

В праздничные дни, особенно на свадебных пиршествах, количество блюд, подаваемых на стол, нередко превышало два с половиной десятка. А солидным считался обед, состоящий из 17-18 блюд. Выпечка – сочни, оладьи, калачи, рыбники, шаньги, пироги с разнообразными начинками – были обязательными на праздничном столе.

Derevenskii-stol.jpg

Куликов Вячеслав Михайлович

«Праздничное утро»

1990. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

Выпечка занимала ведущее место в пищевом рационе у народов Коми. Пекли из ржаной и ячменной муки, используя дрожжевое тесто. Очень популярны были всевозможные шаньги - лепешки с начинкой из картофеля, круп, творога, ягод.

Schangi.jpg

Куликова Александра Александровна

«Натюрморт с шаньгами»

1975. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

В данной работе художница создает условную реальность праздничного утра в деревенском доме. Здесь соседствуют северорусские расписной шкафчик и глиняные игрушки, пижемские ложки, удорское полотенце, берестяные туеса, старинный медный самовар.

104cc4e99739f1c7ae8019b8ca8d9d37.jpg

Ермолина Елена Федоровна

«Бабушкины шанежки»

1974. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

L4uPPFhaTpY11.jpg

Копотин Анатолий Васильевич

«Листья осени. Посвящается женщинам Коми»

1999. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

main.jpg

Модоров Федор Александрович

«За самоваром. (Мать художника со своей сестрой за чаем)»

1938. Холст, масло.

Из собрания Национальной галереи Республики Коми.

«Пейте чай медленно и с уважением, как будто он - ось, вокруг которой вращается Земля: медленно, ровно, не торопясь в будущее» Тич Нат Хан.

Кураторы выставки:

Мишуринская Анна Александровна
тел.:24-05-07
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий