Вы находитесь:
2020

Виртуальная выставка "Художник, воплощавший мечты о прекрасном"
19 октября 2020 - 19 ноября 2020

«Одно только и есть счастье: творить».

Ромен Роллан

13 августа 2020 года художнику Вадиму Петровичу Кононову исполнилось бы 80 лет… Трудно говорить о нём в прошедшем времени…

Имя этого талантливого живописца уже давно и навсегда вписано в историю изобразительного искусства республики, где он жил и работал более полувека. С нами его произведения, которые хранятся в собрании Национальной галереи Республики Коми, в частных коллекциях почитателей его таланта.

bjB4H2Ossvk_chghat.jpg

Он приехал в Сыктывкар в 1968 году после окончания художественно-графического факультета Московского педагогического института и начал свой путь с преподавательской деятельности. На протяжении всей жизни он удивительным образом умел совмещать педагогическую работу с творчеством. Сегодня во многих городах и сёлах республики в учебных заведениях и учреждениях культуры работают его ученики.

У художника Кононова не было жанровых предпочтений. В начале своего творческого пути он любил писать пейзажи и натюрморты («Окна», 1979; «Ожидание», 1982; «Увядшие цветы», 1983), очень редко создавал портреты, как правило, тех, кого очень хорошо знал и с кем был близок. Уже в зрелом возрасте он обращается к сюжетно-тематическим произведениям. В любом жанре он был, прежде всего, исследователем, поражающим своего зрителя нестандартными композиционными и колористическими решениями. Задачи, которые он ставил перед собой в каждом конкретном случае, определяли композиционный, цветовой, образный строй и стилистику его произведений. Цвет в его работах – основной носитель эмоционального и образного содержания. Повинуясь воле автора, цвет на его полотнах превращался в свет, форма предметности – в форму состояний и ощущений. Порой художник воплощал свои изобразительные идеи языком интеллектуальных ассоциаций, символических смыслов и философских обобщений. Восприятие таких произведений предполагает активную внутреннюю работу зрителя, тем самым, приобщая его к сотворчеству, процессу увлекательному и дарящему радость открытий. Творчество художника Кононова характеризует сосредоточенность не на видимых формах окружающего мира, а на передаче своего мироощущения. Для большинства его работ характерно жизнеутверждающее начало и состояние совершенной любви и гармонии с миром.

Oghidanie_sghat.jpg

Ожидание. 1982. Холст, масло. Из собрания НГРК.

Uvyadschie-zvety.-Natyurmort.1983.jpg

Увядшие цветы. Натюрморт. 1983. Холст, масло. Из собрания НГРК.

В.П. Кононов – художник, который шёл своей дорогой в искусстве, не примыкая к каким-либо течениям. Будучи ещё молодым, он поставил перед собой задачу: «… стараться замечать только положительное, стремиться работать только над красивым, радостным, жизнеутверждающим». Далеко не все коллеги понимали и принимали его творчество. Был период, когда он считался, по его собственному выражению – одним из «художников-невидимок», тех, которых как бы не существовало: его работы не принимались строгим экспертным советом, не допускались на выставки, его долго не принимали в Союз художников, его не замечали искусствоведы. Он обладал большой внутренней силой, которая помогала с достоинством преодолевать все испытания, оставаться самим собой и творить.

В своих произведениях В.П. Кононов обращался к вечным темам. Прежде всего, это образ творческой личности – художника, писателя, музыканта и образ женщины, взаимоотношения мужчины и женщины, природа любви и страсти, одиночества. Ещё одну тему сам художник определял, как «отыскание божественного и его воспевание, песни Богу». Она находит воплощение, в первую очередь, в картинах природы, сюжетных композициях.

Автопортрет – «В зеркале интересов» (2004) – произведение, в котором Вадим Кононов открывается для мира и для самого себя. Серьёзное выражение лица, обращённый к нам внимательный взгляд, весь его облик, полны значительности – во всём чувствуются внутренняя сила и достоинство, яркий самобытный характер. В композицию включены изображения, обретающие характер знаков, складывающихся в некую формулу. Она даёт ключ к пониманию изобразительной идеи: кисти (в кувшине) – неизменный атрибут живописца; узнаваемый профиль автора (дублирующий его основное, выполненное в три четверти с объёмной моделировкой изображение) – плоскостное яркое пятно (в центре); зеркало, в котором отражается женская модель – один из основных объектов внимания художника; условное изображение Венеры – символа женственности. Так автор определяет значимость основных тем в своём творчестве.

V_zerkale_interesov._Avtoportret.-1.jpg

В зеркале интересов. Автопортрет. 2004. Холст, масло. Из собрания НГРК.

В.П. Кононова отличало особое отношение к женщине. Он воспринимал женщину как совершенное творение создателя, источник вдохновения и стимул к творчеству. Женщина – это Вселенная, и потому «образ женщины – бесконечная область для вдохновенных поисков».

В картине «Ева перед деревом» (1989) живописец создаёт пространство, наполненное золотистым солнечным светом, насыщающим жизненной силой всё многообразие цветовых оттенков, из которых рождаются образы женщины и древа с сочными плодами. Автор не иллюстрирует библейское предание, он восхищается женщиной, прекрасной в её первозданной органичности… Это состояние передаётся зрителю и постепенно внимательному взгляду открывается, что стоящая к нам спиной Ева протягивает руку к запретному плоду познания, а очертания древа, соединяясь с силуэтом обнажённого женского тела, преображаются в … крест. Художник был убеждён, что каждый человек несёт по жизни свой крест. Мужской и женский крест, по его мнению понятия не тождественные.

Eva-pered-derevom_sghat.jpg

Ева перед деревом. 1989. Холст, масло.

Удивительной притягательностью обладает его «Сусанна» (1992). Живописец, используя пластические возможности красного цвета, создаёт эротический образ обнажённой красавицы, совершающей омовение в бане, словно некое, исполненное высшего сакрального смысла действо. Её прекрасное тело, окутанное влажным, горячим паром, показанное в сложном ракурсе, концентрирует на себе всё внимание, оно наполнено энергией любви и страсти. Центр композиции выделен фантастически светоносными цветовыми акцентами… Не сразу вспоминается библейский сюжет из книги пророка Даниила о Сусанне и старцах. Их искажённые лица, изображённые полуразмытыми пятнами у правого края холста, не могут омрачить впечатления от созерцания той, которая создана природой, чтобы дарить любовь и быть любимой.

DJqCIAj7l6c.jpg

Сусанна. 1992. Холст, масло. Из собрания НГРК.

Образу любимой женщины посвятил художник свои самые проникновенные лирические произведения, в каждом из которых он открывает миру всё новые его черты. Он восхищается её обаянием и красотой: «Улыбка», «Зимой» (1997). Она – близкий ему по духу человек творческой профессии: «Пианистка» (1998). Она – его Муза, вдохновляющая на творческий поиск и превосходная модель для воплощения новых замыслов: «Коса» (1999), «С книгой» (2008). Она – хозяйка дома, которая создаёт уют и дарит счастье повседневности: «Зелёный чай» (2008), она – мать его сыновей – Арсения и Тимофея («Контражур», 2014). Невозможно со всей полнотой выразить в одном произведении все достоинства, которыми наделена эта женщина. Её имя – Любовь.

S-knigoi.-2008.-H.-m_cfn..jpg

С книгой. 2008. Холст, масло. Из собрания НГРК.

Kontraghur_sghat.jpg

Контражур. 2014. Холст, масло. Из собрания НГРК.

В.П. Кононов неизменно обращался к природе, как к неиссякаемому источнику вдохновения и одной из ведущих тем в своём творчестве. По его убеждению, в естественной природе наиболее органично раскрываются божественные проявления, которые улавливает чуткая душа художника и «воспевает» его кисть. В пейзаже художник бесспорное предпочтение отдавал природе Севера, с которым связал свою судьбу. Было время, когда он подолгу жил в коми деревне, работая над пейзажами: «Лето» (1974), «Август в деревне» (1978). Пришло время, и он построил за городом почти у самого леса дом, в котором живёт его семья.

Leto.-1974.-H.m.-54h60_sghat.jpg

Лето. 1974. Холст, масло.

В его пейзажах, ярких и красочных, мы чувствуем постоянное стремление к постижению внутренней жизни природы во всех её проявлениях. Они настраивают на созерцание и размышление. Художник обращается к своим любимым мотивам: лесная опушка, берёзовая роща, цветочная поляна, пруд, болотце в лесу, величественная северная река и тихая лесная речка, дачные, деревенские и городские виды… Используя богатые пластические возможности цвета, живописец выразительно передаёт различные состояния природы: летнего зноя («Жаркое лето», 2010) или прохладного и влажного осеннего пасмурного дня («Осень. Взгляд вверх», 2007); чудо преображения мира и свежесть первого снега («Начало зимы», 2009) или насыщенный влагой «Мокрый снег» (2010); весеннее тепло, пробуждающее животворящую энергию земли («Дача. Тепло апреля», 1982); напряжённость предгрозового состояния в атмосфере («Напряжённость в небе», 2009). Варианты колористических решений композиций о природе имеют широкий диапазон: от открытого цвета («У болота», 2005; «Осень на дачах», 2008; «Жаркое лето», 2010), до тончайших нюансов сближенных тоновых соотношений («Лето», 1974; «Август в деревне», 1978; «Тёплый снег марта», 1984).

Dacha.-Teplo-aprelya.-1982.-H.-m._sghat.jpg

Дача. Тепло апреля. 1982. Холст, масло. Из собрания НГРК.

U-bolota.-2005.-H.m.-44h47sghat.jpg

У болота. 2005. Холст, масло.

Живопись Вадима Кононова – это мир гармонии цвета и света. И всё же выделяются произведения, в которых светоносность цвета особенно выразительна: в акварели – «Изгородь» (1984), «Сосны» (1983), в технике масляной живописи – «Фонарики» (1987), «Ева перед деревом» (1989), «Деловая женщина» (1990), «Графин» (1991), «Сусанна» (1992).

Izgorod_1984_bumaga_akvarel_sghat.jpg

Игородь. 1984. Бумага. акварель. Из собрания НГРК.

Grafin.-1991.-H.-m_sghat..jpg

Графин. 1991. Холст, масло. Из собрания НГРК.

С годами в творчестве В.П. Кононова помимо интимно-лирического направления всё более важное место занимают произведения на общественно-нравственную и духовную темы – «След предков» (1990), «Прохожие» (1997), «Над Вычегдой». Портрет Л.Н. Смоленцева (2001), «Диалог» (2002), «Память о деревне (2004), «Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году» (2008), «Проповедь» (2009).

Propoved_chghat.jpg

Проповедь. 2009. Холст, масло.

Воспоминания о своем родном селе Видогощи (Тверской области) нашли отражение в картине «Память о деревне» (2004). Композиция произведения выстроена таким образом, что зритель будто бы оказывается на главной улице села, ведущей к храму, вдоль которой по обеим сторонам стоят добротные деревянные избы и колодцы-журавли. Прямо навстречу зрителю правит лошадь конюх, сидящая на телеге девушка, чему-то улыбается. Чуть поодаль у своей избы беседуют «неразлучники»: старик со старухой (художник знал, что они всю жизнь прожили вместе в любви и согласии и умерли в один день). В ясном безоблачном небе летают птицы. Всё изображённое, – будто не материальное, а созданное лёгким вибрирующим мазком видение. По сути, художник представляет нам идеальный образ российской деревни середины прошлого века, с детских лет запечатлённый в его зрительной памяти и ощущениях.

Vozvraschenie-s-derevni.jpg

Память о деревне. 2004. Холст, масло.

Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, связанная с историей его семьи, и так похожая на судьбы многих солдат нашей страны, воплотилась в триптихе «Путь. Дороги войны» (1990).

Put-Dorogi-voiny.-Triptih.-Levaya-chast.-1990.-H.-m_sghat.jpg

Put.-Dorogi-voiny.-Triptih.-Zentralnaya-chast.-1990.-H.-m_sghat..jpg

Put-Dorogi-voiny.-1990.-Triptih.-Pravaya-chast_sghat.jpg

Путь Дороги войны. Триптих. 1990. Холст, масло. Из собрания НГРК.

Памяти отца художник посвятил картину «Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году» (2008). Петр Арсеньевич Кононов (1912 года рождения) ушёл на фронт добровольцем в народное ополчение, в одном из боёв попал в окружение и был пленён. После освобождения из плена и по возвращении на родину он отбывал наказание уже в советской тюрьме. И только амнистия, объявленная в связи со смертью Сталина, дала ему возможность вернуться домой. Эмоциональное звучание картины усиливает тёмный насыщенный фон, на котором изображены фигура человека, приближающегося к изгороди деревенского дома, и тюремная решётка: он вернулся «оттуда». Калитка открыта, входящего встречает лаем чёрный пёс. Но здесь, во дворе дома всё наполнено светом и жизнью. Светотеневые контрасты: солнечный двор и иссиня-чёрное небо, занимающее две трети холста, на котором начертана кровавая надпись «Родина», подчёркивают напряжённость и драматизм изображённого момента. Конкретный эпизод из жизни семьи автора обретает иное звучание в контексте политической истории нашей страны 1930 – 1950-х годов, он перерастает рамки частного события одной семьи: подобную трагедию пережили многие россияне.

Vozvraschenie-s-VOV.jpg

Возвращение с Великой Отечественной войны в 1953 году. 2008. Холст, масло.

Размышления о времени и о себе, о судьбе человека творческой профессии нашли отражение в картине «Прохожие» (1997). Ставшее обычным с начала 1990-х городское явление – уличный музыкант. Прохожие слышат музыку, но не все подходят к сидящему на скамейке аккордеонисту, чтобы опустить монету или купюру в стоящую у его ног чашу. Линейный и цветовой ритм силуэтов прохожих, объединённых кистью художника в единое целое, ассоциируется со звуками аккордеона.

22.jpg

Прохожие. 1997. Холст, масло.

В своих картинах художник умел убедительно соединять несоединимое: реальность и фантазию. «Сон плотника» (2008) запечатлел мечту Вадима Петровича, визуализировавшуюся во сне в период его активной и напряжённой работы по возведению хозяйственных построек у дома. Очень правдоподобно смотрится высоко в ясном голубом небе бригада плотников, лихо сколачивающих детали некоего строения. Их слаженная работа приковывает внимание женщины и мальчика, которые находятся там, внизу на земле (это его жена и сын).

Son-plotnika_sghat.jpg

Сон плотника. 2008. Холст, масло.

Присущее В.П. Кононову чувство юмора нашло своё отражение во многих произведениях. Так, на первый взгляд лирическая тема «Прогулка с любимой» (1993) наполнена самоиронией: в образе огромного разъярённого быка, летящего прямо на зрителя, художник воплотил хорошо знакомое ему состояние, которое овладевает влюблённым темпераментным мужчиной в тот момент, когда он перехватывает чувственные взгляды других мужчин, обращённые на ЕГО любимую.

Progulka-s-lyubimoi_sghat.jpg

Прогулка с любимой. 1993. Холст, масло.

Картины «Снега 8-го марта» (1994) и «Жёлтые цветы» (2008) вызывают у зрителя улыбку. При внимательном рассматривании снега, тающего под тёплыми лучами весеннего солнца, и ярких цветов на лесной поляне возникает стойкая ассоциация с силуэтами обнажённых женских тел.

Snega_sghat.jpg

Снега 8-го марта. 1994. Холст, масло.

Должно быть, день будет удачным, если «Утро» (2000) начинается именно так. Художник эмоционально и образно характеризует своё состояние, щедро делясь со всем миром позитивной энергией. Как заливисто и звонко кричит петух! Рядом с ним, таким ярким, спокойно клюёт зёрнышки неприметная рябенькая курочка (её не сразу замечаешь), они будто единое целое. Смотришь на них, и отчего-то становится светло и радостно на душе. Доброго утра всем!

Utro_sghat.jpg

Утро. 2000. Холст, масло.

Порой в своих произведениях художник Кононов предлагал зрителю разгадать придуманную им загадку-головоломку. Попробуйте угадать, что изображено в его картине "На приколе" (2003). То ли это уголок северной природы, где в зеркальной глади реки отражается её высокий берег, вдали – тёмно-лиловая полоса леса, над которым в сгущающихся сумерках алеет вечерняя заря; на небе уже появилось ночное светило; низко, почти касаясь крылом земли, пролетает чайка; а на песчаном берегу, стоят на приколе две утлые лодки. А может это уголок интерьера мастерской художника со старым диваном, на который брошен кусок ткани, а на полу, у ножки дивана стоят любимые стоптанные, прохудившиеся кожаные туфли. На стене, над спинкой дивана – старенький выключатель: если нажмёшь на клавишу, услышишь резкий щелчок, и картинка исчезнет…

Na-prikole_2003_H_m_sghat.jpg

На приколе. 2003. Холст. масло.

Для творческой личности, будь то художник или поэт, очень важно, меняясь во времени, эволюционируя, не изменять самому себе. Последние персональные выставки Вадима Петровича Кононова – «Мечты о прекрасном» в Национальной галерее Республики Коми (2010) и «Живописные грёзы Вадима Кононова» в Центре культурных инициатив «Югор» (2018), где экспонировались произведения разных лет, представляющие разные грани таланта живописца, убеждают нас в том, что художник остался верен себе. Он творил, воплощая свои мечты о прекрасном, он был счастлив и щедро делился этим с миром.

Кураторы выставки:

Быстрова Людмила Михайловна
тел.:24-05-07
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий