Вы находитесь:
2019

«Образ Сыктывкара в творчестве А.Н. Безумова». Виртуальная выставка к 90-летию со дня рождения художника.
26 сентября 2016 - 26 октября 2016

«Образ Сыктывкара в творчестве А.Н. Безумова».

Виртуальная выставка к 90-летию со дня рождения художника.

Bezumov-A.N..JPG

26 сентября исполняется 90 лет со дня рождения Александра Николаевича Безумова – живописца, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, произведения которого уже давно стали частью художественного достояния Республики Коми. Уроженец с. Виликовисочное Архангельской области, он приехал в Сыктывкар в 1958 году, после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.

К моменту приезда в столицу Республики Коми за его плечами уже была насыщенная событиями жизнь. В 1942 году он окончил общеобразовательную школу в Нарьян-Маре, а в 1943 был призван на военную службу. Почти сразу попал на фронт, его фронтовые дороги завершились в Берлине, демобилизован он был только в 1950-м, вернулся домой с наградами за проявленную храбрость в боях, среди которых – «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». На следующий год поступил в Мухинское училище на факультет монументально-декоративной живописи, выпускаясь, сделал серьезную заявку на профессионализм выполненной дипломной работой – росписью выставочного павильона «Советский Север» (под руководством профессора П.Д. Бучкина и архитектора К.Л. Иогансена), которая экспонировалась на выставке в рамках I Ленинградского фестиваля искусств.

В Сыктывкаре А.Н. Безумов оказался в самой гуще художественной жизни: в 1962 году вступил в Союз художников СССР, с 1964 по 1966 избирался председателем коми отделения Союза, на каждой из республиканских выставок представлял новые произведения. Работы художника отбирались на зональные выставки «Советский Север» (Архангельск, 1964; Киров, 1967; Вологда, 1974; Сыктывкар, 1979), показывались на общероссийских выставках («По родной стране», 1972; «Советская Россия», 1975; «Всегда начеку», 1977). На выставке произведений художников автономных республик (Москва, 1971) произведение А.Н. Безумова «Заречье» было признано одним из лучших. В 1976 году, к 50-летнему юбилею состоялась большая персональная выставка А.Н. Безумова в Республиканском художественном музее Коми АССР, был издан каталог, вступительную статью к которому написал Р.Н. Ермолин.

В Сыктывкаре А.Н. Безумов прочно осел, обзавелся семьей, но на жизнь и творческую деятельность судьба отвела ему чуть более 20 лет. 17 июля 1982 года после тяжелой болезни он ушел из жизни. Еще при жизни художника в Национальной галерее Республики Коми стала формироваться его монографическая коллекция, которая позже была дополнена работами, переданными вдовой художника Галиной Михайловной Безумовой. В настоящее время коллекция насчитывает более 200 единиц хранения. Среди произведений, хранящихся в галерее, – программные полотна, эскизы к монументальным росписям, этюды, написанные в технике масла и акварели, карандашные рисунки. Особую значимость, увеличивающуюся с каждым годом, приобретают рисунки, выполненные на фронте во время Великой Отечественной войны.


Bezumov-Avtoportret.--1945.-B.-kar.-P.jpg

А.Н.Безумов Автопортрет. 1945. Б., кар. Из собрания НГРК

A.N.-Bezumov.-1960-e-gg.-P.jpg

А.Н. Безумов. 1960-е гг. Из архива НГРК

Сегодня произведения А.Н. Безумова живут своей жизнью – они включаются в экспозиции фондовых выставок Национальной галереи, показываются не только в Сыктывкаре, но и в районах Республики Коми, а также за пределами региона. Наследие А.Н. Безумова активно изучается: в 2011 году вышла из печати монография Э.К. Поповцевой «Изобразительное искусство Республики Коми. 1943-2000: антология», в которой отдельной статьей дан анализ творчества художника, в 2015-м – альбом «Художники Республики Коми – участники Великой Отечественной войны», автором статьи о художнике является научный сотрудник галереи Е.Ю. Шуктомова. Национальная галерея Республики Коми сотрудничает с Ненецким краеведческим музеем, который также хранит коллекцию работ художника. В эти дни в Нарьян-Маре экспонируется выставка «Александр Безумов. Взгляд сквозь время».

К 90-летию со дня рождения А.Н. Безумова Национальная галерея Республики Коми предлагает небольшую тематическую экспозицию в виртуальном формате, состоящую из фондовых произведений автора, в которых он обращается к образу Сыктывкара, ставшего для него второй родиной. Художник предоставил нам возможность вспомнить или узнать город таким, каким он был в конце 1950-х – начале 1980-х годов.

Одной из первых работ, выполненных А.Н. Безумовым в Сыктывкаре, стал этюд «На Сысоле» (1959. К., м.). На первом плане небольшой зарисовки – вставший на зиму катер, за которым виден изгиб Сысолы, с еще не скованной льдом полосой и другим ее, заречным, берегом. Скорее всего, этюд был сделан художником во время обдумывания сюжета работы «Конец навигации», которая была закончена им годом позже. Виды стоящих на приколе кораблей у Кировского парка были хорошо знакомы сыктывкарцам, жившим в городе в те годы: рядом находилась пристань, грузовой порт, река тогда была основной транспортной системой – железнодорожное движение до Сыктывкара откроется только спустя два года, в 1961-м.

Тема парка в жанре городского пейзажа – сквозная для А.Н. Безумова, он обращается к ней не единожды. Самая романтичная и самая ранняя из работ – «В парке» (1961. Х., м.). Она не совсем привычного формата, узкая и вытянутая в высоту, но именно выбранные автором размеры холста усиливают иллюзию уединенности и камерности, переданную художником в картине. В начале уходящей вглубь березовой аллеи виднеется заснеженная скамейка, на которой совсем недавно сидели люди. Лирический настрой полотна навевает на мысли о том, что это частое и излюбленное место задушевных разговоров и встреч горожан. Годом позже художник напишет аллею в период оттепели, с потемневшими стволами берез, подтаявшими снежными сугробами и уже не занесенной снегом скамейкой, с ощущением настроения приближающейся весны («Парк. Оттепель». 1962. К., м.). Это было время, когда сам художник встретил свою вторую половину, будущую супругу Галину Михайловну, в семье вскоре родился первенец – сын Григорий, через несколько лет – дочь Екатерина.

Камерный мир семейного счастья, воспитания детей открывается и в творчестве художника. В жанре городского пейзажа ему становятся интересны сыктывкарские дворы, в которых мамы выгуливают своих малышей – «Двор» (1963. К., м.). Именно такими они были – с деревянными беседками и песочницами, с поленницами дров и выставленными бочками, которые использовались сыктывкарскими хозяйками для засолки грибов и квашения капусты. Еще один интересный штрих времени – читающая мама и стоящий перед ней малыш: 1960-е – 1970-е годы были временем культа книг, журналов и газет, ежегодно оформляемая семьей подписка, как правило, насчитывала несколько наименований (а могло быть и более 10) печатных изданий, включая и журнал для самых маленьких – «Веселые картинки». Чуть позже на тему двора, гуляющих в нем детей и зимних забав художник напишет еще одно произведение – «Выпал снег» (1967. К., м.).

A.N.-i-G.M.-Bezumovy.-Syktyvkar-nachalo-1960-h-gg.-P.JPG

А.Н. и Г.М. Безумовы. Сыктывкар, начало 1960-х гг. Из семейного архива.

A.N.-Bezumov-na-etyudah-2-P.JPG

А.Н. Безумов на этюдах. Из семейного архива.

На протяжении длительного времени Сыктывкар, даже в самом центре, оставался деревянным. Писать старые районы города в те годы было не то что не принято, но такие работы часто подвергались критике с идеологической точки зрения, требующей, чтобы изобразительное искусство шло в ногу со временем, отражая все передовое, как часть строительства «светлого будущего». В настоящее время, наоборот, чувствуется интерес художников, как мастеров, так и молодых, к уходящим в небытие, старым районам городов с их деревянной индивидуальной застройкой, в которой каждый из изображенных домов имеет свою историю, сопряженную с судьбами людей, в нем живших, и, кажется, сохраняет в своих стенах до самого конца тепло человеческих отношений.

Работа А.Н. Безумова «Старый дом» (1965. Х., м.), изображающая некогда деревянный двухэтажный красавец, несколько подбоченившийся за последние годы, наполнена ощущением жизни – возможно, за счет ярких пятен окон, в которых горит свет, силуэта уходящего человека, снежных шапок, покрывающих крышу самого дома и хозяйственных построек, протоптанных дорожек. Работа, впервые показанная на осенней республиканской выставке 1965 гола, не только не подверглась критике, но и была закуплена для Коми республиканского художественного музея.

На этой же выставке А.Н. Безумов впервые показал и произведение «Заречье» (1965. Х., м.). Замысел работы возник еще в 1963-м, когда художник в один из ноябрьских дней вышел на этюды, перебравшись на другой берег Сысолы. В Сыктывкаре, как правило, долгая и слякотная осень, подустав от нее, горожане с нетерпением ждут снега. Когда первый снег белым пухом покрывает землю, это воспринимается как праздник, выпавший снег привносит во внутренний настрой какое-то особое умиротворение и спокойствие. В центре композиции на деревянных мостках неторопливо разговаривают две женщины, их образы нужны автору для передачи этого настроения – он их ладно вписывает в установившуюся природную гармонию.

Второй контекст произведения связан с представлением обжитого городского пространства. Перед нами щитовой дом с печным отоплением и стоящие поодаль сараи, рассчитанные на весеннее половодье высокие мостки, прислоненная к стене дома лестница, кажется, поставленная для того, чтобы служить опорой натянутой веревке, на которой сушится постиранное белье, телеграфные столбы с зажженными фонарями. Оживляют пейзаж два дерева с заснеженными ветками и облетевшей листвой. Рассказ художника – неторопливый, обстоятельный, добротный, как и сама раскрывающаяся жизнь тех, кто здесь живет.

Еще один заложенный в произведение аспект связан с изображением находящегося за рекой города. Он показан силуэтами труб с исходящим из них дымом и масштабом жилищной застройки. Существующий в контрастной удаленности от описанного местечка, город связан с ним воедино в авторском восприятии, создается ощущение, что художник знакомит нас с городом и горожанами через один из его окраинных уголков.

A.N.-Bezumov-na-etyudah-1-P.JPG Na-zimnih-etyudah-P.JPG

А.Н. Безумов на этюдах. Из семейного архива.

Спустя три года взгляд художника на представление Сыктывкара в своих произведениях несколько меняется: от неторопливого рассказа и камерной задушевности он переходит к монументальности, к показу тех масштабов, которые уже были обозначены в зареченской работе. В 1968 году он создает два полотна – «Новый город» и «Встреча Вычегды и Сысолы».

Первая из работ, «Новый город» (1968. К., темпера), лаконична по композиции, колориту, по заложенной в ней идее. В суровых условиях севера, на бескрайних просторах вырос новый город. Он показан издали, лентой однотипных пятиэтажек, за которыми, прямо по центру, возвышается кран – символ того, что строительство еще продолжается. Такими домами Сыктывкар застраивался в конце 1960-х – начале 1970-х годов, целыми микрорайонами, расширяясь по своей территории. Подобных микрорайонов в городе несколько, возможно, здесь показана застройка улицы Димитрова. Переезд в новую, благоустроенную квартиру был одним из самых счастливых событий в биографии советского человека и прямым свидетельством улучшения качества жизни советских граждан.

Пейзаж «Встреча Вычегды и Сысолы» (1968. Х., темпера) в те годы городским, наверное, назвать было сложно. Выполнен он на высоком берегу, в окрестной деревне Тентюково, свидетельством этому – совхозные поля и деревянные домики. Хотя сам город, до 1930 года Усть-Сысольск, получил название именно по этой местности, где Сысола впадает в Вычегду. Это место – одно из любимых городскими художниками: виды здесь открываются необыкновенные! Безумов наполняет природное движение реки современными ритмами – плывущим вниз по течению катером, идущим на посадку на городской аэродром самолетом. Произведение – мажорное по своему звучанию, а увиденная и изображенная на холсте двойная радуга в простонародье символизировала удачу и исполнение загаданного желания. В настоящее время Тентюково – современный район города, с еще не завершенной перспективной застройкой домами повышенной комфортности.

Значимой для коми художников темой в 1960-е – 1970-е годы было строительство, запуск и работа «гиганта на Вычегде» – Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, расположенного за деревней Слободой, на месте которой вырос Эжвинский, самый большой район города. К этой теме Безумов подошел с точки зрения монументального пейзажиста, создав одно из своих сильнейших произведений, – «Огни» (1971. Х., м.).

С высоты птичьего полета изображен пейзаж между городом и Эжвой: сумерки, заснеженные просторы лесных далей, сквозь которые лентой изгибается белая полоса реки. Свидетельством присутствия самого Сыктывкара на холсте стал изображенный на первом плане освещенный и огороженный забором дом, стоящий где-то на его окраине, а расположенная вдали полоса огней – это уже Эжва. Об особом, промышленном ритме жизни эжвинцев говорит насыщенность световой иллюминации, упирающиеся в небо лпковские трубы, масштаб занимаемой территории. Планы дальнейшего развития комплекса предполагали скорую смычку города и Эжвы. Отложенная во времени и медленно продвигающаяся, тем не менее, она не утратила своей актуальности: как город строится в сторону Эжвы, так и наоборот.

И все-таки в облике Сыктывкара художнику более по сердцу его старая, историческая часть. Он продолжал ходить на пленэры в Кировский парк, итогом его зимних наблюдений жизни города и горожан стала работа «Морозное утро» (1971. Х., м.). Сыктывкарцы любят зиму и даже привыкли к холодам: именно в морозы выходит из облачного заточения солнце, оно не несет тепла, но становится источником яркого света, усиливающегося отражением с белой поверхности снега. Сыктывкар завораживающе красив в такие дни: яркий свет разливается повсюду, тени приобретают голубое звучание, деревья, покрытые инеем, кажутся нереально сказочными, а сам огненный шар просто слепит уставшие от темноты глаза. Несмотря на мороз, сыктывкарцы не очень торопятся домой, стремясь получить свой поток солнечной энергии. Обзор улицы выполнен недалеко от Национальной галереи, видны теперь уже снесенные деревянные дома в начале улицы Куратова, позади просматриваются высотки, расположенные на Советской.

Из работ, посвященных тому, чем и как живут горожане, интересен этюд «В магазине» (1970. К., м.). Только намеченный цветовыми пятнами и мазками, он создает атмосферу оживленной сутолоки: сложившуюся из покупателей очередь, женщину, тянущую за руку ребенка, работающих за прилавком продавцов в белых халатах. Подобно белым халатам продавцов, штрихом времени стали и еще не ушедшие из памяти зеленые весы, которыми были снабжены все магазины города.

Среди работ А.Н. Безумова есть произведение, рассказывающее о том, как сыктывкарцы отдыхали, – «Лыжники» (1961. Х., м.). Прогулка на лыжах в одиночку, вдвоем или большой компанией была излюбленным видом отдыха жителей города в эпоху «физиков и лириков». В центре композиции – образы юноши и девушки, которые остановились во время бега для небольшого отдыха в заснеженном лесу. Работа большая, образы лыжников даны крупным форматом, но монументального начала в произведении нет – разговор здесь душевный, лирический, обращенный к образам молодых людей.

В 1976 году республика встречала своих героев, призеров Олимпиады в Инсбруке, лыжников Раису Сметанину, Николая Бажукова, Василия Рочева. Их имена в те годы знал каждый житель Коми, а успешное выступление спортсменов на Олимпиаде позволило создать под Сыктывкаром комплекс для подготовки лыжников-гонщиков, на базе которого стали проводить лыжные чемпионаты СССР. Это звучало мощно, этим гордились, чемпионат собирал болельщиков не только из Сыктывкара, но и других регионов страны. Впервые всесоюзный чемпионат был проведен в Сыктывкаре в 1977 году, А.Н. Безумов посетил его, и два написанных там этюда в настоящее время хранятся в Национальной галерее Республики Коми – «Лыжные соревнования» и «Зрители» (оба – 1977. К., м.). Можно только предположить, что художник задумывал создание большого произведения, но, к сожалению, замысел не был дальше развит.

Vtoroi-sezd-Soyuza-hudoghnikov-Komi-ASSR.-A.N.-Bezumov---2-sprava-vo-2-ryadu.-Syktyvkar-1972.-P.jpg

Второй съезд Союза художников Коми АССР. А.Н. Безумов - 2 справа во 2 ряду. Сыктывкар, 1972. Из архива НГРК.

A.N.-Bezumov-v-zentre-verhnego-ryada-sredi-chlenov-SH-Komi-ASSR.-Syktyvkar-1977.-P.jpg

А.Н. Безумов (в центре верхнего ряда) среди членов СХ Коми АССР. Сыктывкар, 1977. Из архива НГРК.

На рубеже 1970-х – 1980-х годов А.Н. Безумов вновь обращается к теме городского строительства. Город в те годы преобразовывался буквально на глазах, в центре сносились старые деревянные строения, а на их месте вырастали новые «красавцы», хорошо известные и современным жителям Сыктывкара. Одним из таких зданий был Дом быта, изображенный в работе «Стройка в декабре» (1979. Х., м.). Расположенный на перекресте Коммунистической и Первомайской улиц, в самом центре города, он являл собой новую для его облика архитектуру: кубоподобный, с лентами больших и широких окон, которые ярко освещались в темное время суток, а в зимний период, казалось, сами излучали свет. Сыктывкарцы гордились новым Домом быта, речь же в произведении идет о строительстве рядом с ним здания Коми республиканской типографии.

Застройка улицы Первомайской от Коммунистической до Бабушкина была значимой для архитектурного облика города, здесь предполагалось размещение административных зданий, но к сожалению, стилевого единства улицы не получилось, а уже в 2000-е годы недалеко от здания академического театра была выстроена знаменитая 15-этажная высотка, отель «Палас», именуемый в народе «свечкой». Работа Безумова, возвращающая нас в 1970-е, оптимистична по настроению, декоративна по цвету, выверена по композиции, а самое главное – сохранила для нас в живописи изменившийся уголок Сыктывкара.

Одно из последних больших произведений автора – «Новый микрорайон» (1980. Х., м.). Возвращаясь к теме жилищной застройки Сыктывкара, художник в этой работе показывает микрорайон как бы изнутри, на правах живущего в нем человека. Скорее, это взгляд из окна собственной квартиры.

Сама идея строительства городского жилья микрорайонами, с собственной инфраструктурой, включающей детские сады, школы, магазины, родилась в умах петербургских архитекторов еще в довоенные годы и стала активно осуществляться по России, включая центр и регионы, с 1950-х годов. В Сыктывкаре пик такого строительства приходится на 1960-е – 1980-е годы. Особенностью Сыктывкара было сохранение небольших площадей с лесными насаждениями во внутренних дворах, поскольку строительство шло в лесных массивах, что и подметил художник в своей работе. Часть таких оставленных уголков леса со временем высохла, а часть – там, где было немного хвойных деревьев, только окрепла, особенно, если жильцы близлежащих домов ухаживали за деревьями.

Геометрически расположенные дома образуют параллели и перпендикуляры, а вдалеке, в просвете между ними, виден кран, как символ того, что строительная эпопея еще не завершена. В микрорайоне – обычная будничная жизнь: в детском саду гуляют малыши с воспитателями, по узенькой дорожке торопятся прохожие, из гаража хозяин вывел машину, собираясь куда-то поехать. Работа дает удивительное ощущение причастности к заданному микрорайоном ритму жизни, нахождения внутри него.

Завершить обзор работ художника, посвященных Сыктывкару, хочется двумя произведениями, написанными на одну тему, – «Зимнее окно» (1971. Х., м.) и «Ночное окно» (1975. К., м.). Это одно и то же окно в комнате художника, с одним и тем же видом за ним, но только в одном случае с присутствием человека, скорее, жены художника, подошедшей к окну и смотрящей на улицу, в другом – более представляющее собой натюрморт, с цветами и открытой книгой на подоконнике. Образ окна здесь выступает связующим элементом между двумя мирами, позволяя как художнику открыть для себя окружающий мир, так и миру открыть внутреннюю гармонию человека. Работы А.Н. Безумова, посвященные Сыктывкару, не только передают ставший теперь уже историческим образ города, но и отражают его мировосприятие, акцентируя внимание на моментах понимания и принятия и самой эпохи, и людей, живших в ней.

Кураторы выставки:

Кочерган Людмила Ивановна
тел.:24-56-61
e-mail:

Комментарии (0)

Добавить комментарий