Вы находитесь:

архив

новостей

2016

12.09
Передвижная выставка «Образ Арктики в изобразительном искусстве Республики Коми»
Передвижная выставка «Образ Арктики в изобразительном искусстве Республики Коми»

Передвижная выставка «Образ Арктики в изобразительном искусстве Республики Коми»

18 сентября в выставочном зале Дворца культуры «Арктика» в г. Нарьян-Мар Ненецкого Автономного Округа открывается передвижная выставка «Образ Арктики в изобразительном искусстве Республики Коми» из фондов Национальной галереи Республики Коми.

Выставка посвящена изобразительной хронике, «истории освоения» художниками Коми Республики Арктического региона. В экспозицию выездной вставки будут впервые представлены произведения (38 живописных работ) из коллекции Национальной галереи Республики Коми. Зрительный ряд включает разножанровые произведения провинциальных художников 1960-1990-х годов на примере пространства Арктического региона. Соприкасаясь с живой интонацией арктической природы, художники отразили сущность времени, его «романтизированную» симптоматику.

В произведениях художников Республики Коми (Я.Я. Вундер, С.А. Торлопов, С.С. Асташев, Г.А. Дмитриев, А. В. Копотин), многие из которых сами побывали в арктическом регионе в творческих поездках и в геологических партиях, нашли отражение «художественное» познание арктической территории.

Живописцы С.А. Торлопов, Г. Дмитриев, С.С. Асташев в качестве рабочих (только так художник мог попасть в состав геологической экспедиции) с учёными Института геологии Коми филиала Академии наук совершили поездки к Арктическому побережью. В напряженные месяцы вдохновенного творчества и созерцания художники преобразовывали «пейзаж-вечность» в художественное пространство. Их полотна – не внешний мир видимого ландшафта, стихии, а художественный облик мира внутреннего, «невыразимого», воздушно «волнующего душу». Художники по-новому сами и заставили зрителя взглянуть на девственный северный пейзаж, преобразованный на полотне.

Эмоционально-импульсивные пейзажные работы - больше чем живописное произведение, это «художественный текст», «изобразительная поэзия», музыкальное изображение арктического Севера. Образный строй арктических пейзажей (берег с пустынными бухтами острова Вайгач, сухие каменистые скалы Югорского полуострова, омываемые водами Карского моря) с чертами индивидуального представления о природе. Цикл этюдов С.А. Торлопова «Остров Вайгач» (1972-1973), на котором он провёл месяц, с изображением морского побережья «Арктика. Мыс Андреева», «Вайгач. Мыс Гребень», «Вайгач. Бухта Утиная», «Вайгач. У Карских ворот», «Вайгач. В бухте Покоя», «Вайгач. Лазурный вечер» - воплощенное молчание, тишина. Образы земной бесконечности неба, моря, гор уводят от реального, не созданного. Целая серия работ с мотивами моря, гор составили единое гармоничное художественное целое. Выполненные в разное время суток: главным образом, вечером и ночью полотна поэтически-эмоционально взаимодействуют друг с другом. На полотнах изображен беспредельный мир девственной природы Арктики, с её сдержанным величием.

Кураторы выставки: Орлова Ольга Владимировна (24-56-61)