Вы находитесь:

архив

новостей

«Кружевные узоры Вологды»

«Кружевные узоры Вологды»

«Когда начинаешь плести, самое сложное — остановиться». В Национальной галерее Коми проходит выставка вологодского кружева

9.jpg

Кто такие кружаки, зачем изображать мировое древо на свадебных простынях и как сплести транспарант

Выставка «Кружевные узоры Вологды» 6 декабря открылась в Национальной галерее Республики Коми. Ее кураторы рассказали об истории и специфике знаменитого русского промысла а также о том, почему российское кружево не теряет своего очарования и востребованности.

— Как появилась идея привезти вологодское кружево в Сыктывкар?

— Наша передвижная выставка путешествует давно, ее успели увидеть и полюбить и в зарубежных странах, и во многих регионах России. Мы рады, что вологодское кружево теперь могут увидеть и здесь, — рассказывает старший научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Вологодского музея кружева Луиза Селянина. — Вологодский государственный музей-заповедник, филиалом которого как раз является музей кружева, много сотрудничает с коллегами в других городах, и контакт с Национальной галереей Республики Коми завязался еще пять лет назад, тогда и появилась идея привезти нашу выставку сюда. Нам приятно, что Сыктывкар и Коми земля исторически с нами связаны — Усть-Сысольск входил в состав Вологодской губернии. У нас много общего, что-то перекликается, а что-то, наоборот, самобытно и неповторимо. Выставка интересна тем, что люди могут прийти и увидеть гордость и любовь нашего региона — вологодское кружево. А кто-то, может, захочет приехать в Вологду в музей кружева, научиться этому мастерству. Выставочные проекты для того и существуют, чтобы знакомиться, дружить, обмениваться знаниями и восторгами.

23.jpg

Луиза Селянина на открытии выставки

— У обывателя определение «вологодское», обычно сочетается либо со словом «масло», либо со словом «кружево», знаменитый «резной палисад» тоже вологодский — это давно укоренившиеся в сознании стереотипы. Но за этим часто забывается то, как и когда появилась определенная традиция, и чем вологодское кружево отличается, допустим, от брабантского?

— Вологодское кружево отличается от европейского, в первую очередь, узором, орнаментом, и, конечно, материалом, потому что плетется, в основном, изо отбеленного и сурово-серого льна, — подключается к разговору научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Вологодского музея кружева Мария Чистякова. — Оно выделяется масштабом, монументальностью, значительными размерами. От других кружевных центров России оно отличается стилистическими особенностями рисунка, вологодское кружево узнаваемо.

54.jpg: Мария Чистякова демонстрирует как плести кружево

— Кружево пришло к нам из Западной Европы примерно в середине XVIII века, тогда появились первые металлические булавки, начались волшебные переплетения нитей, — поддерживает коллегу Луиза Селянина. ˜— Сегодня многие страны спорят между собой, где же зародилось искусство кружевоплетения. Италия говорит: «Это мы».

Франция говорит: «Да вы что, это мы родоначальники великого искусства кружева». Бельгия говорит: «Мы даже с вами спорить не будем, потому что это мы изобрели кружево». Мы в этот спор не лезем, но можем сказать, что смогли по-своему переосмыслить это искусство, внедрить его в нашу культуру. Русское кружево совершенно не похоже на иностранное и по узору, и по орнаментам, и даже по технике плетения в некоторых случаях. Есть знаменитое вятское, елецкое, колязинское, михайловское кружева, его плетут в Болохне, Белёве, Одоеве — пальцев рук не хватит, чтобы перечислить все кружевные центры.

— Но вологодское самое знаменитое.

4(1).jpg

Л. С.:

— Да, за рубежом вологодское кружево даже называют русским, они эту параллель проводят очень четко. Мы знаем особенности и нашего, и других кружевных центров, и всегда рады, когда мастера стараются сохранить самобытность своего региона, это самое ключевое в кружевоплетении. А оставаясь в рамках традиции, создавать что-то новое — это высший пилотаж.

— В произведениях народного искусства часто прослеживается символика, которая сохранилась с древних, может быть даже с языческих времен.

5.jpg

Л. С.:

— Преемственность прослеживается очень ярко и индивидуально, можно в каждом изделии сделать отсылки в далекое прошлое. В следующем году наш промысел будет отмечать номинальный двухсотлетний юбилей с основания промысла — в 1820 году в Вологде появилась первая кружевная мастерская. Мы понимаем, что корни глубже. У нас в экспозиции музея есть зал, посвященный именно крестьянскому комплексу, где как раз можно увидеть концы полотенец, проставки [вставной элемент в крестьянской одежде], наподольницы [кружево, пришиваемое к подолу платья или юбки]. Можно сказать, что мастера общались при помощи кружева — любой символ знак или эмблема всегда имели глубокий смысл. Например, ромб с двумя перекрещенными линиями внутри — это символ засеянного поля, плодородия.

33.jpg

Если мы говорим о приданном, то на подзоре [кружевная кайма] свадебной простыни выплетали на коклюшках пав, мировое древо, символизировавших процветание, то есть изображали желаемое будущее. Никогда ничего просто так не делали. Даже названия узоров и орнаментов, которые сочетались с ткачеством и вышивкой, тоже очень интересны: «гусиные лапки», «букашки», «денежка». Всё, что окружало наших предков, они запечатлевали и, таким образом, окружали себя красотой и мечтами.

3(1).jpg

— Насколько сложно сплести, например, скатерть?

М. Ч.:

— Если рассматривать масштабные произведения, тут есть один секрет: рисунок делился на фрагменты, каждый из которых сплетала отдельная кружевница. Но есть нюанс — нужно подбирать мастериц со схожей манерой плетения, чтобы они одинаково утягивали нити. Потом отдельные части сшивают в единое, и все должно совпасть, как пазл.

Небольшие вещи, такие как панно или салфетки, плетет одна кружевница. Многое зависит от сложности узора, орнамента и от материала — лен это или шелк.

2.jpg Советская символика в вологодском кружеве

— И что сложнее?

М. Ч.:

— Шелк! Он тонкий, более скользящий, его надо более деликатно утягивать. Лён более прочный, ниточка потолще.

— На выставке есть и коклюшки — специальные палочки, при помощи которых плели кружево. Видно, что они именные, у каждой мастерицы были свои?

Л.С.:

— За коклюшками раньше ходили в лес, выбирали для себя палочки без сучка, без задоринки, обрабатывали вручную. Самое большое счастье — плести кружево на старых коклюшках, они ведь еще гладкие, мелодичные, у каждой породы дерева свое звучание. Мы тоже кружева плетем и слушаем, как они звенят, когда их перебираешь во время работы. А представьте, когда много кружевниц работает, как это звучит! Кружево — оно как река, поэтому, когда плетешь, самое сложное — остановиться, закончить работу, которая тебя затягивает.

6.jpg

— А есть ли мода на то, чтобы плести кружево и можно ли этому научиться?

Л.С.:

— Не сказала бы, что дело в моде, у нас это процесс никогда не прекращался. Вологодская земля богата промыслами: шимагодская резьба по бересте, северная чернь, усольские эмали, резьба по дереву. Если раньше ткать, прясть или плести кружева было необходимо, то сейчас эти умения часто передаются как семейная традиция — от бабушки к внучке.

56.jpg

Когда ты живешь в окружении разных промыслов, в этой красоте, появляется желание попробовать даже если в семье этим никто не занимается. Некоторые говорят, что у них что-то генетическое — надо взять в руки коклюшки. В Вологде много центров дополнительного образования — для детей, начиная с самых маленьких. Есть и профессиональное образование — в губернаторском колледже народных промыслов девушка может получить среднее специальное образование и профессию кружевница.

— А юноши не идут в кружевники?

Л.С.:

— Представители сильной половины есть, хотя у промысла женское лицо. Но их называют не «кружевник», а «кружак», они и до революции были. Но все это очень индивидуально. Есть разделение труда, кроме кружевниц есть художник промысла, который создает сколки [заранее подготовленные рисунки-схемы, по которым плетется изделие] и очень ценен, его талант проявляется в его произведениях. Сегодня, чтобы получить высшее художественное образование по специальности «Кружевоплетение», можно поехать в Санкт-Петербург в Высшую школу народных искусств.

— На выставке есть экспонаты с советской символикой. Что это — скатерти, занавески?

8.jpg

Панно, с которыми ходили на первомайские демонстрации

Л.С.:

— Это панно 50-х годов прошлого века, которые даже использовались в качестве транспарантов на майской демонстрации, их крепили на палку и носили. А вот кружевные парашюты, самолеты и звезды появились в 30-40-х годах, когда подзоры с крестьянской темы перешли на новый орнамент. Есть и кружевные изображения крейсера «Аврора» или электрификации. Вообще, по кружеву можно изучать историю, это зеркало эпохи.