Вы находитесь:

архив

новостей

2017

28.08
30 августа художнику Вениамину Ивановичу Смирнову исполнилось бы 80 лет.
30 августа художнику Вениамину Ивановичу Смирнову исполнилось бы 80 лет.

30 августа художнику Вениамину Ивановичу Смирнову исполнилось бы 80 лет.

30 августа 2017 года – художнику Вениамину Ивановичу Смирнову (1937-1996) исполнилось бы 80 лет.

В экспозиции выставки «Молодое искусство 1970-х гг.» представлены произведения художника из фондов Национальной галереи РК: Средневековый мотив. Рыцарь. Дама (1972. Терракота, эмаль); После ванны (1972. Терракота); Джордано Бруно (Бронза); Портрет Кима Бритова (1976. Шамот, соли, масло); Икар падающий (1971. Бронза, камень); Прощай. Портрет Татьяны Вундер (1977. Шамот); Вечер 1 и 2 (1971. Бронза, камень); Одиссей и Сирена (1971. Бронза, камень); Портрет художника-керамиста Н. Суворкова (1976. Шамот).

Вениамин Иванович Смирнов – один из наиболее ярких и талантливых художников в истории изобразительного искусства Республики Коми. В цельной картине художественной жизни республики середины 1960-1990-х годов – он, пожалуй, единственный представлял «другое искусство». Само его существование в ней было возможно лишь потому, что жил он в Воркуте. В этом было его спасение – и в этом величайшая драма его жизни.

Вениамин Смирнов - художник и человек ренессансного типа. Скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, поэзия – все это есть в его творческом наследии, к сожалению, в большей своей части утраченном. Подвижность пластического языка, восприимчивость, зрелость понимания, окружающего и, в то же время, «взгляд ребенка» - все это составляло творческую личность В.Смирнова. Вне такой искренности настоящее искусство, как и любовь, не может существовать.

Вениамин Иванович Смирнов родился 30 августа 1937 в Ленинграде на Выборгской стороне, в рабочей семье. «Мои родители оставались в Ленинграде и во время блокады – мать продолжала работать на заводе, отец воевал на Ленинградском фронте». В начале Великой Отечественной войны В.Смирнов был вывезен в Ярославскую область, в село Ревятино, где жил у родителей отца. В 1945 вернулся в Ленинград.

Сам Вениамин Смирнов вспоминал, что в детстве мечтал стать летчиком-испытателем, а рисовал как все дети. Однако после 8 класса, в 1952 поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова, которое закончил с отличием в 1957. В этом же году, сдав только специальность - скульптуру, композицию, рисунок, - был зачислен в Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина).

Поездки по стране – «чтобы набраться впечатлений» - с археологическими и геологическими партиями в Закавказье (Баку) и Среднюю Азию (Таджикистан, Бухара), в Сибирь и на Дальний Восток, любимые лекции по истории искусств – сформировали его образованность, внутреннюю культуру, широкий кругозор, высокие творческие ориентиры уже в годы учебы.

Годы учебы В.Смирнова пришлись на переломный период в изобразительном искусстве советской эпохи, совпавший с «хрущевской оттепелью» - пришедшее на смену сталинскому официозу время поиска нового содержания и новых средств выразительности, жажда обновления искусства. В Институте он остро ощутил конфликт между застылой академической системой образования и стремлением к пластическим экспериментам.

В 1963, защитив дипломную работу на тему «Метатель молота» с оценкой удовлетворительно, получил свободный диплом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина с присвоением квалификации «художник-скульптор».

В Воркуту попал по приглашению Рема Николаевича Ермолина, также выпускника Академии художеств, который приехал в Ленинград набирать художников для работы в Коми республике. 1 августа 1963 г. В.Смирнов был направлен в Заполярье «в распоряжение Коми отделения художественного фонда РСФСР для работы в должности скульптора». С этого времени вся творческая жизнь В.Смирнова связана с Заполярной Воркутой.

В 1964 В.Смирнов участвует в первой зональной выставке «Советский Север», проходившей в Архангельске.

Большое значение для В.Смирнова имело его знакомство с московским искусствоведом, заведующей отделом искусств в газете «Комсомольская правда» Ольгой Порфирьевной Вороновой, открывшей многих провинциальных художников и получивших впоследствии мировую известность. Она оценила талант молодого скульптора и организовала его персональную выставку в Москве, давшей мощный стимул для интенсивной выставочной деятельности В.Смирнова.

Большое и особое значение для В.Смирнова имели поездки в Дом творчества им. Т.Залькална в Дзинтари (Латвия). Работа рядом с признанными мастерами из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Армении, непрерывное творческое общение и взаимопроникновение сыграли неоценимую роль в формировании и расширении профессиональных и мировоззренческих установок В.Смирнова как художника.

Овладев техникой керамического производства, В.Смирнов создает «декоративно-станковые» произведения, естественно соединяя в них выразительные средства разных видов пластических искусств («Кольцо Воркуты», «Синяя ночь», «Сын Севера», «Черная пурга», «Женщины Севера»). В его творчестве появляется прибалтийский лаконизм, метафоричность, тонкий психологизм. По пластике работы становятся монументальнее. В Коми республике, пока еще не имевшей собственных традиций объемной пластики, появляется своеобразная точка отсчета для ее развития.

Портреты, выполненные В.Смирновым, крайне обобщенны, наделены какими-то отдельными острохарактерными признаками модели: в одних с абсолютной точностью передана эмоциональная суть модели («Прощай. Портрет Татьяны Вундер», М.А.Зыскин), в других – углубленная состредоточенность (Георгий Чернов, Лев Воронов), гротесково-заостренная индивидуальность (В.П.Осиний, Э.Э.Танилоо), высокая интеллектуальность (художник К.Н.Бритов, Н.Ф.Суворков), трагизм (узница концлагеря Н.А.Мисурагина, «Соловьи»). Они абсолютно разные по типажу, неоднозначности и интенсивности внутреннего мира. В шамотных портретах В.Смирнов сочетал скульптурную форму с живописным решением поверхности, окрашивая их солями. Цвет, способствующий более объемному восприятию, В.Смирнов вводил с большим тактом: шамотная масса и цвет составляют в его работах одно целое. В приемах В.Смирнов убежденный приверженец традиционной реалистической пластики. Обнаженность самого пластического хода, динамичная лепка, безусловная художественная честность – все это составляющие индивидуальной манеры мастера. «Больше всего меня, пожалуй, интересуют люди. А, может и нет. Не знаю. – Мир как таковой, во всей его целостности. А люди – как часть его. Все мы – время. Отзвук его. Эпохи лики… Служить Человеку!».

Вениамин Смирнов относится к новому поколению художников- «шестидесятников», драматизм судеб которых известен. Целью их творческих экспериментов было создание такого пластического языка, который представлял бы контраст серости, натуралистичности, бездуховности, ангажированности официального искусства 1950-х. После первых же всесоюзных, всероссийских и зональных выставок работы В.Смирнова были замечены не только зрителями, но и критикой.

В 1967 скульптор Нина Ильинична Нисс-Гольдман рекомендовала В.Смирнова, «как скульптора даровитого и уже проявившего себя в серьезной творческой работе» для вступления в члены Союза художников РСФСР. В личном деле художника сохранились рекомендации А.Николаева («молодой, талантливый скульптор… проявил себя активным, серьезным художником»), скульптора Марты Житковой, знавшей его с 1965 и считавшей его уже тогда «зрелым художником» («ищущий, разносторонне одаренный художник». «Мне нравится серия его скульптур – «ненцы», его поиски в текстиле – батики, тонкие и изящные рисунки пера (портреты ненцев)». 23 апреля 1968 он стал членом СХ СССР.

Осенью 1968 В.Смирнов вместе с художниками Александром Белашовым и Германом Черемушкиным выехали в творческую командировку от Союза художников СССР и Главного управления пограничных войск СССР на Чукотку.

В 1973 в издательстве «Советский художник» вышла книга «Чукотка», написанная и оформленная участниками экспедиции. Гравюры, акварели, рисунки, графические листы из «Чукотской серии», скульптура («Весна», «Тундра»), многочисленные декоративные пласты и композиции («Отдых оленевода», «Оленевод», «Чукотка», «Чукчанка», «Северянка»), скульптурно-декоративные композиции, созданные после поездки, отличает оригинальная форма, декоративность, монументальность, эпичность.

В.Смирнов обращается к жгучим международным темам: второй мировой войны и узников концлагерей, трагедии Вьетнама («Горящая Земля. Вьетнам»), Чили («Памяти Виктора Хары», «Памяти Альенде»), Хиросимы («Седая Япония»), изыскивая новые формы публицистического воздействия на зрителя. «Горящая Земля. Вьетнам» - три стоящих человеческих торса (как сожженные, обугленные деревья) с разорванными телами без чрева, без плоти, активно взаимодействующие, создающие и внутри себя, и вокруг сферу активного воздействия. Пространство внутри статуй приобретает еще одну пластическую форму.

Батики середины 1960-х-начала 1970-х гг. - одна из сильных и интересных сторон творчества В.Смирнова: от небольших камерно-декоративных («Женщина и солнце», «Бабочки и цветы», «Лето», «Птица», «Живое») до огромных, многометровых полотен-«фресок», многофигурных, с надрывно звучащими темами («Напалм», «Циклон-Б», «Седая Япония» из цикла «Война», «Памяти Юрия Гагарина»). В полотне-картине «Седая Япония», посвященном жертвам Хиросимы, В.Смирнов смог решить сложную задачу и передать бесконечно-трагичный строй чувств в статичном, неподвижном, застывшем изображении переплетающихся тел-теней-силуэтов. Обнаженные фигуры обостряют сцены гибели, беззащитности. Грандиозно-многолюдные композиции в этих полотнах-памятниках («Напалм», «Циклон-Б») воспринимаются как яростный протест против смерти, войны, как памятные монументы-предостережения этим страшным событиям в истории человечества. И этот новый тип политического пафоса-призыва, передающийся и через колористическое решение, в работах В.Смирнова тонок и пронзительно-надрывен. Так непосредственно взятая реальность переросла в батиках В.Смирнова в высокий символ.

Пластическая выразительность впечатляюща и в остальных батиках. «Север» - результат его многочисленных путешествий и наблюдений по Северу. Замкнуто-круговая композиция полотна, развернутая перед зрителем, включает его в созерцание фигур и поз оленеводов, самой немногословной тундры.

Темы и образы батиков органично перетекали в скульптурную и декоративную пластику, создавая единое организованное творческим замыслом пространство:

В.Смирнова увлекало искусство Древней Греции, Египта, Ассирии, Индии, Древней Руси, Средневековья. Глубокие познания в истории искусств (этот предмет он знал на «отлично») прослеживаются во многих работах В.Смирнова: «Египетский мотив», «Одиссей и Сирена», «Икар», «Крылатый кентавр с солнцем», «Энку», «Витязи», «Ладья», «Средневековый мотив». Художник изучал восточную культуру, его притягивал Восток. Архаическую скульптуру странствующего художника-монаха Энку, стремящегося к прекрасному, можно рассматривать как творческий автопортрет скульптора, аккумулирующий в себе «природу творчества» художника – полная отдача себя искусству, поиск своего изобразительного языка. К теме «Икара», появившейся однажды (в 1967), В.Смирнов возвращается неоднократно вплоть до середины 1970-х, воплощая в бронзе, шамоте. По воспоминаниям людей, близко знавших В.Смирнова, Икара он лепил с себя, ассоциируя себя с ним. Конечно, смысл обращений художника к сюжетам мировой мифологии шире интересов злободневности. Он активно использовал вечные образы и пластические приемы архаического творчества (профильность, лаконичная обобщенность форм, архаичная статика, силуэтность, мерный ритм, композиционные приемы) помогали избежать иллюстративности, поднимали его образы на уровень философского обобщения, метафоры.

Творческий взлет В.Смирнова пришелся на эпоху застоя - 1970-1980-е гг. Это было время крушения надежд, порожденных «оттепелью», размежевания творческой среды на тех, кто оставался преданным официальному искусству и тех, кто предпочел дружбе с властью свободное творчество. И, если у тех, кто жил в столицах, была иллюзия выбора, в провинции ее практически не было.

Творчество В.Смирнова можно рассматривать с точки зрения стилистической и технической. Перемена техники предполагала стилистические изменения. В.Смирнов, как и большинство художников, прошел в своем творчестве через стадию подражания (влияния не всегда прямые и непосредственные) и к отказу от признанных стилей. Во всем его творчестве ощущается интеллектуальная связь с многовековой традицией мировой художественной культуры, с достижениями выдающихся мастеров (Генри Мур, Джакомо Манцу, Джакометти, Матисс, Пикассо). В 1970-е возросший интерес к скульптуре малых форм, усилил тягу к эксперименту, к разнообразию приемов, обусловил обращение к бронзе. Как «струнные фигуры» Генри Мура, микромонументальные бронзовые композиции В.Смирнова «Вечер I», «Вечер II», «Джордано Бруно» имеют широкий общечеловеческий человеческий смысл. В малой пластике художник обращается и к такому «аварийному» материалу как терракота, шамот («После ванны»).

В.Смирнов, пытаясь подойти сам и подвести зрителя к поиску истины, в своих произведениях как бы ведет со зрителем интеллектуальную игру, полную глубоких значений. Своим творчеством он стремился воссоздать на новом уровне целостную картину мира: рвущимся на части уродливым формам противостоит красота вечных образов и тем.

Творческая судьба В.Смирнова оказалась Творческая судьба В.Смирнова оказалась короче его жизненного пути. В 1980-е он пережил целую цепь потерь, происходивших на фоне драматических событий в жизни страны. В 1989 г. он создает ряд произведений – размышлений («Путь», «Горящий крест», «Горящее колесо», «Мертвая ноосфера»). Мысли об одиночестве, смерти все чаще звучат в его поэтическом творчестве. Последняя персональная выставка художника состоялась в 1991 году в Воркуте.

В.И. Смирнов разделил судьбы многих своих современников – «шестидесятников», вошедших в искусство с надеждами на перемены и сознанием высочайшей ответственности своего искусства перед людьми.

Судьба оказалась беспощадной и к его художественному наследию. Еще при жизни художника значительная часть его погибла в Воркуте. То, что сохранено в музейных и частных собраниях представлено на этой выставке.

Все его работы связаны между собой незримой нитью. Вереница скульптур, графических листов – это продолжение и предчувствие друг друга. Так бывает у художников, чья концепция обладает не только пластической, но и жизненной убедительностью и емкостью, включает в себя постоянные размышления о многосложных отношениях, существующих в реальном мире. И тогда говорим о мире художника, о мире – Вениамина Смирнова.

Влияние сильной индивидуальности В.Смирнова испытали многие. Между тем собственная судьба художника сложилась трагично…

Из письма отца В.И.Смирнову от 6 января 1993: «прожил ты уже большую половину своей жизни и не научился жить так, как все нормальные люди живут».

Одинокий, измученный… Без друзей, любимой… Без мастерской - нечем было платить… Работы на городской свалке. Наркологическая клиника, психиатрическая лечебница…

«Вся жизнь – то ль обрыв, то ли круча.

Но вижу сиянье вершин!

Тропа все опасней и круче,

и рядом со мной – ни души».

27 декабря 1996 Вениамин Смирнов умер...