Вы находитесь:

архив

новостей

Илларион Михайлович Прянишников

Илларион Михайлович Прянишников

Недалеко от юго-западной границы Республики Коми вниз по течению реки Лузы, протекающей по территории Кировской, Вологодской областей и Республики Коми, стоит красивый старинный город Лальск.

г. Лальск
г. Лальск

Жизнь этого городка и его обитателей, ярмарки и церкви, местные обряды нередко становились сюжетами для картин выдающегося русского художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова (20.03(01.04).1840-12 (24).03.1894), чья юбилейная дата – 180 лет со дня рождения – отмечается 1 апреля 2020 года.

Илларион Михайлович Прянишников
Илларион Михайлович Прянишников

В Лальске на знаменитой писчебумажной фабрике С.С. Сумкина работал брат художника Сергей Михайлович Прянишиков, женатый на правнучке основателя фабрики Екатерине Егоровне Шестаковой. Со временем из бумажного мастера Сергей Михайлович Прянишников вырос в директора фабрики и был очень уважаемым в Лальской округе человеком.

Илларион Прянишников неоднократно бывал в гостях у брата Сергея. Здесь родились замыслы нескольких больших полотен, посвященных северным религиозным традициям. И среди них – хранящаяся ныне в Государственном Русском музее его последняя картина «Крестный ход», которую художник не успел закончить - он умер от туберкулеза в возрасте 53 лет.

Крестный ход. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крестный ход. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На большой картине изображен людской поток, поднимающийся на высокий берег Лузы. Предположительно, художник запечатлел большой крестный ход, проходивший ежегодно в 11-ю неделю по Пасхе. Он был особенно многолюдным, торжественным и нарядным.

Церковь Покрова на Лузе. Современное фото
Церковь Покрова на Лузе. Современное фото

Жители города Лальска всех сословий вышли на берег встречать чудотворные иконы Лузской Покровской церкви, чей узнаваемый силуэт возвышается на том берегу. Здесь и хорошо одетые молодые пары, и почтенные господа, мастеровые, бабушки в косынках, бедно одетые путники с котомками за плечами – поклониться иконам шли из дальних деревень. Жаркий солнечный день – многие дамы скрываются от палящего солнца под зонтами. В руках идущих – образа в серебряных и золоченых окладах, старинный выносной крест. В особом киоте с лампадой несут на плечах древнюю чудотворную икону Богоматери крепкие мужики.

Константин Коровин писал о И.М. Прянишникове: «Это … был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник». Свидетельством тому и портрет «Старик», составляющий гордость собрания Национальной галереи Республики Коми – одно из лучших полотен портретного жанра в творчестве И.М. Прянишникова. Портрет написан в 1880-е годы, когда художник был увлечен «северной» темой. На портрете запечатлен не просто конкретный человек, имя которого нам, к сожалению, не известно. Лаконичными живописными средствами художнику удалось ярко воплотить замечательный русский тип, с присущими ему мудростью, степенностью, внутренним достоинством.

Старик. 1880-е. Национальная галерея Республики Коми. Сыктывкар
Старик. 1880-е. Национальная галерея Республики Коми. Сыктывкар